«Смерть от смерти»: черный юмор, как способ поговорить о важном
Первые 40 лет — самые сложные в жизни мальчика.
Мальчику Мишелю уже 37, а он всё никак не может оторваться от материнской груди. Мама регулярно подбрасывает ему свежих проблем, подруга уходит от него к кому-то более мужественному, а тут еще и опухоль, и доктора ни в чем не сознаются. Страшно подумать, какой мощной (в худших сериальных традициях) могла бы получиться драма. Но бельгиец Ксавье Серон снял для нас черную комедию со множеством аллегорий, иносказаний, уморительную и серьёзную одновременно.
«Мы много работали над средствами выражения, – рассказывает Жан-Жак Розен, исполнитель главной роли в картине «Смерть от смерти». — Как персонаж отреагировал бы на ту или иную новость, ту или иную ситуацию. В первую очередь мы старались не переигрывать. Ситуация и так настолько абсурдна, что если бы мы добавляли еще гротеска, это обеднило бы историю, сделало бы ее ненастоящей».
Его герой, Мишель, совершенно не готов вырастать из детских штанишек, и режиссер нам об этом всё время напоминает – то мнимой перестрелкой из несуществующих пистолетов с каким-то парнем лет 9-ти, то странными танцами (пока никто не видит), то совершенно по-детски сыгранной сценой в мужской раздевалке – «потрогай, что у меня тут в груди, затвердение, да? — надо спросить у Жана, у его сестры такое было».
Мишель боится смерти – своей и маминой, боится болезни и всего, что ей сопутствует, боится потерять девушку – и теряет, конечно же.
Ксавье Серон, режиссер фильма «Смерть от смерти»: «Меня всегда интересовали вопросы болезни и смерти. Для того, чтобы поговорить о них, я выбрал отношения матери и сына. Мать, давая ребенку жизнь, дает ему и смерть. Вот такой парадокс. Да, смерть меня беспокоит и особенно — ее абсурдность. Неужели мы приходим в этот мир лишь затем, чтобы в итоге умереть? Мы думаем – почему именно со мной, почему сейчас? Вообще, я ипохондрик. Поэтому этот фильм для меня – своего рода попытка поговорить о смерти, приручить ее что ли, научиться мириться с тем фактом, что это произойдет так или иначе».
Сложно сказать, отметят ли зрители тонкий черный юмор картины, местами даже вудиаленовский, но наверняка это сумеют сделать члены нескольких команд жюри. Так что пожелаем Ксавье Серону удачи на ОМКФ.
18.07.2016