БЛОГ

За закрытыми дверями

«За закрытыми дверями» — это новый спектакль Театра на Чайной. Смотрели третью премьеру. Вообще сразу должна признаться в своей пристрастности — люблю я этот театр, и априори готова принимать все их эксперименты — недаром же назвались театральной лабораторией. Люблю за смелость, за искренность, за страстность и умение быть настоящими. Они всегда живут тем, что играют, и этим покоряют и обезоруживают.
Но, собственно, о премьере. Артем Погосян хотел поставить эту пьесу Сартра еще 10 лет назад. Но тогда не сложилось. А сейчас вышло, и даже сыграть в ней, хотя, как он говорит, больше хочется посмотреть на все со стороны.
Их трое, и они очень разные. И попали туда, за закрытые двери, разными путями, но по одной причине — они были людьми, просто людьми с этой страшной особенностью, свойственной почему-то исключительно Homo Sapiens — придумывать все новые и новые способы уничтожения себе подобных. Им непросто втроем, им сложно во сто крат от осознания безысходности. «Я могу молчать десять тысяч лет» — что делать, если выхода нет, а впереди вечность? Они скучают по себе прежним, они знают — и не хотят знать, почему они тут. Они готовы убить друг друга, полюбить друг друга, они посланы друг другу в наказание. И им страшно. Они боятся себя самих, и хватаются за хрупкое равновесие, выстроить которое им подсказывает их жизненный опыт (ну, мы же всю жизнь учимся обманывать и обманываться). И когда оказывается, что дверь можно открыть, они уже не могут в нее выйти. Потому что там, за дверью — снова неизвестность, а может быть, там вообще ничего нет, а здесь, хоть и мучительное, но уже привычное отчаяние.
Я понимаю, почему Артем добавил ровно три слова к оригинальному тексту: «Ад — это я». Потому что речь на самом деле не о том, что ждет нас там, а том, что мы и здесь уже сами внутри себя создали ад свой собственный, рамки, условности, невозможности, страхи, из которых не выбраться. И обманываем себя, врем беззаветно, оправдываясь: «как только мне понадобится, сразу же все изменю». Мы — сами себе пленники и палачи, и не дай нам Бог стать палачами для других.

Хорошая, умная пьеса и очень честные актеры. Замечательный выбор музыки — саундтрек к «Реквиему по мечте». По поводу этой музыки, кстати, спорят в Интернете — одни говорят, первоисточник Вильгельм Рихард Вагнер — Der Weg in Walghal — Путь в Вальхаллу. (Опера «Валькирия», часть тетралогии «Кольцо Нибелунгов»). Другие же доказывают, что истинный автор саундтрека — собственно, композитор фильма Клинт Мэнселл. Кто бы ни был прав, в спектакле она очень органично звучит — действительно мороз по коже.

И вот еще о чем задумалась. Уже вторая вещь у театра, исследующая потемки потустороннего (в смысле — того, что по ту сторону жизни). То ли потому что молодости свойственно искать ответы на извечные вопросы, то ли потому что лишь такой встряской можно заставить нас всех задуматься о главном.

Вот такая скромная, но уже узнаваемая табличка висит у входа в театр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.