Проснуться в Бирмингеме.

На сцене двое – толстый и тонкий, весельчак и умник, добродушный болван и желчный интеллектуал, что они делают вместе в замкнутом пространстве – загадка и сюжет пьесы «Кухонный лифт». Театр на Чайной ставит одного из лучших драматургов современности, лауреата Нобелевской премии по литературе, знаменитого британца Гарольда Пинтера.
Жанр его пьес определить непросто – это одновременно комедия, трагедия, мистерия, фарс. Александр Онищенко, режиссер спектакля «Проснуться в Бирмингеме», вытащил на поверхность одну из граней этого красочного калейдоскопа и назвал свою постановку криминальной комедией. И ассоциативная память сразу же подсунула зрителям все знаковые кинематографические созвучия – вспомнились Квентин Тарантино в паре в Гаем Риччи и завертелись перед глазами яркие экранные образы. Но нет, здесь всё не так пафосно и феерично, как могло бы быть в кино, но гораздо глубже и интереснее.
У героев Пинтера незапоминающиеся лица, а их разговоры, бесконечные разговоры ни о чем, кажутся пустыми, чтоб не сказать абсурдными. Но воздух в ограниченном пространстве между ними пронизан электричеством. Это ожидание, неопределенность, и прямо-таки на физическом уровне ощущение надвигающейся опасности, которое вдруг, непостижимым образом в самые острые моменты вдруг разряжается юмором. И вот эти качели – от напряжения к смеху, заставляют зрителей ловить каждое слово артистов.
Пинтера очень ценят режиссеры – он оставляет им свободу творчества, а актеры так просто обожают – в его пьесах им всегда есть, что играть (Никита Шумский и Александр Колесниченко явно наслаждаются своими ролями). Критики называют этого драматурга мастером недосказанного, и утверждают, что многослойности и подтексту он учился у Чехова.
В спектакле есть всё лучшее, что можно найти в психологическом театре: странные герои, паузы и неловкие молчания, внутренний надлом в каждом образе, общие фразы и кажущаяся пустота диалогов, сквозь которую нужно продираться, чтобы докопаться до сути, а докопаться с каждой минутой всё больше хочется…
«Проснуться в Бирмингеме» — это шкатулка с секретом, пьеса, которая хороша и формой, и содержанием, изящная и ловко скроенная вещица, доставляющая истинное удовольствие любителям тонких интеллектуальных постановок.

Фото: Ирина Рогова