ОМКФ-2020. Конкурсные фильмы. Африканская философия.
Лично меня очень привлекают фильмы с этнографической составляющей. А в суданской картине «Ты умрешь в 20» нас поглощает африканское средневековье – то, которое совершенно реально сейчас, в наши дни, в глухих деревушках многочисленных пустынных провинций африканских государств.
Местный пророк предсказал героине, что ее новорожденный сын умрет в 20 лет. Казалось бы, прогнать эту мысль, как страшный сон и радостно жить дальше. Но в африканской глуши не всё так просто. Героиня облачается во всё черное, рисует черточки на стене часовни, отмеряя дни жизни ребенка, ее муж не выдерживает груза неожиданного (хотя еще не случившегося) горя и уезжает искать лучшей доли в большом городе. Героиня воспитывает сына, не выпускает его играть с другими детьми, всячески оберегает от всего на свете, ну, не дать, не взять – история спящей красавицы.
Первым эту горестную идиллию нарушает местный имам – мол, если мальчику суждено так рано закончить жизнь, пусть посвятит себя изучению Корана. И мальчик оказывается весьма способным – единственным в деревне, кто прочел и запомнил Коран от начала и до конца. Герой вырастает, превращается в юношу, влюбляется в девушку, но твердая уверенность в своем недалеком будущем сковывает его надежды и не позволяет совершать поступки.
Надо сказать, что в таком психологическом прессинге, как устраивает юноше родная мать, может погибнуть любая надежда: в доме уже чуть ли не поселились знатные деревенские плакальщицы, мама выбирает место на кладбище, шьет саван, в общем, готовится к торжеству, и даже возвращение супруга из дальних странствий не меняет этот вектор. Доктор сказал: в морг, значит, в морг.
Но тем временем появляется змей-искуситель. Человек из другого мира, иностранец, путешественник, журналист, кинематографист, человек, который подвергает сомнению всю эту бессмысленную и нелогичную схему жизни героя, и задает юноше главный вопрос: как ты можешь просить избавления от грехов, если даже не знаешь, что такое грех и каков он на вкус?
Дальше всё предсказуемо-прекрасно: в день своего 20-летия мальчик, разумеется, не умирает, зато благополучно покидает деревню, и о его счастливой жизни, полной приключений, мы уже можем только догадываться.
Не показалась ли мне вся эта история чересчур надуманной? Вовсе нет. Действие вполне можно было бы перенести в какой-нибудь ультрасовременный мегаполис, а вместо пророка и предсказания использовать врачебный консилиум и смертельный диагноз. Суть останется прежней: сколько бы ни было тебе отпущено, что ты будешь делать со своей жизнью, на что ее потратишь? Станешь наслаждаться ролью страдалицы (как мать нашего героя), будешь послушным бараном, ведомым на заклание (это я уже о герое), или же найдешь в себе силы выйти из круга и самостоятельно принимать решения?
Тема не нова, но вечно актуальна, а в пустынных африканских декорациях звучит ярко и самобытно. Недаром международное жюри ОМКФ присудило картине приз за музыку – уж очень атмосферное получилось кино.