БЛОГ

Сергей Лозница: о войне и не только

В тумане

Итак, продолжаю фестивальные хроники.
Сергей Лозница, режиссер интернациональный, своим его считают украинцы, россияне, белорусы, хотя живет он в Германии, представил в конкурсной программе ОМКФ новую работу «В тумане». Картина произвела впечатление, и как результат — приз жюри за лучший фильм достался именно ей.
На пресс-конференции с режиссером много говорили о войне, моральном выборе и надежде.
Сергей Лозница (прямая речь).
О том, режиссером какой страны все же себя считает: «Сложно говорить. Каннский фестиваль давно перестал упоминать страны, просто называет имена. У нас в картине участвовали граждане 9 стран, и английский был основным языком на съемочной площадке. Я за то, что может обогатить, за мультикультурность».
О войне: «Почему война – тут очень длинный ответ. Я думаю, что не мешало бы вернуться в это время – не буквально, конечно. Я не думаю, что я все понимаю, и что мы все понимаем, что происходило в это время. И я думаю, что происходившее тогда продолжает влиять на то, что происходит сейчас. Я читаю много материалов о том периоде, и все это не перестает меня удивлять. Почему именно это произведение Василя Быкова? Оно впечатлило меня, когда я его прочел, совпало с чем-то во мне. Я более 10 лет держал это переживание в голове, задумывал эту картину. Я думаю, что эта тема близка каждому, потому что каждый может оказаться в такой ситуации. Возникает очень серьезный вопрос: почему такая ситуация может складываться? Вот это я и описываю в картине».
Об аудитории: «Рассчитывать аудиторию, я думаю, это продюсерская работа, а не вопрос к режиссеру. Если бы я задумывался над тем, кто и как картину воспримет, я бы ее вообще не сделал. Я думаю, 20-летние тоже опймут этот фильм. Мне кажется, что вообще неправильно устроена эта линейка – что-то возникает (снимается, пишется) не потому, что оно кому-то должно быть нужно, а потому что оно у кого-то в голове родилось. А потом уже появляются читатели, зрители…»
О финале фильма и надежде: «Финал картины не случаен, это логика развития характера героя. Он не мог иначе поступить. Я, может быть, могу себе представить, что я бы стал и ушел куда угодно, а для него это невозможно в принципе, это другие люди. Мысли оставить финал открытым у меня не было. Я считаю, что необходимо в любой картине ставить точку. В ней существует взгляд того, кто делает картину. И я понимаю, что значит отсутствие этой точки — это поменяло бы мысль фильма. Может быть, вы хотите, чтобы я оставил надежду? По поводу надежды у меня есть любимая гравюра Брейгеля, она так и называется «Надежда». С одной стороны — тюрьма, внизу кто-то ловит рыбу, наверху внутри тюрьма горит и люди просят воды, кто-то прыгает вниз, кто-то кого-то обнимает, кто-то пьет, кто-то дерется. Но это тюрьма. С другой стороны это море, где одно за другим терпят бедствия судна. Кто-то хватается за обломки палубы, кто-то молит небо о помощи. А что с надеждой? Это аллегория. Надежда стоит на мачте тонущего корабля. В одной руке у нее серп, в другой лопата. Очень точная, на мой взгляд, аллегория этого слова».
Лично мне Сергей Лозница показался человеком глубоким, и, безусловно, талантливым. Но картина его мне не понравилась вовсе. То ли не попала она в мое тогдашнее настроение, то ли мне вообще не близок его кинематографический язык (а таковой несомненно есть), но я не поверила его герою. Не поверила в философию и способность совершать поступки. Но это лишь мое личное впечатление, и кто знает, может быть, посмотрев картину во второй раз, я бы его изменила. И, кстати, это повод прочесть собственно, повесть Василя Быкова. Вот его язык, умение говорить простыми словами честные и жестокие вещи, действительно не оставляет равнодушным. Что же до фильма, я уверена, у него прекрасная фестивальная судьба. Будет ли удачным прокат — вопрос скорее не к режиссеру, и даже не к продюссеру, а к зрителям — готовы ли мы идти в кино не для того, чтобы расслабиться и отвлечься от забот, а для того, чтобы подумать о важном. Судя по наполненности залов на фестивале, многие сумели преодолеть давление ассоциативного ряда «кино-поп-корн-кока-кола». И этот факт не может не радовать.
26.07.2012

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.