БЛОГ

Самоидентификация как лейтмотив конкурсной программы

Обещали нам, что конкурсная программа, хотя и специально не выстраивалась в духе какой-то единой концепции, тем не менее некую общую идею транслировать будет. И подозреваю, что речь не только о программе конкретного фестиваля конкретного года, а вообще о тенденции в мировом кино.

А тенденция следующая: проблема идентификации и самоидентификации – человек и мир, человек сам с собой, человек и другие люди. И уже первые три фильма конкурсной программы в эту тенденцию вписываются целиком.

"Девочка" Реж. Лукас Донт
«Девочка» Реж. Лукас Донт

«Девочка» — бельгийское кино о половой самоидентификации. Лара точно знает, что хочет быть балериной, и ради этого готова на все. Но Лара родилась мальчиком, ей 15 и ей придется пройти очень непростой путь к достижению своей мечты. А пока она не может понять, кто она, разобраться, что же делать со своей природой и научиться владеть собственным телом. Отличная актерская работа, но не самая сильная режиссура. В целом это снова же кино о том, как далеко способна завести идея.

Парижское образование. Реж. Жан-Поль Сивейрак
Парижское образование. Реж. Жан-Поль Сивейрак

«Парижское образование» — эстетствующие французы в абсолюте. 136 минут красивой черно-белой философской болтовни и страданий на почве поисков себя. Из этого кино вышла бы прекрасная короткометражка, но режиссер решил иначе. Герой ищет себя долго и безуспешно, пытается снимать кино, но как-то вяло и безрадостно, меняет девушек с крейсерской скоростью, но всё тоже как-то походя, и в результате становится… обычным взрослым человеком, обремененным семьей и работой, и не отличившимся ничем особенным. Нужно ли было более 2-х часов подряд убеждать нас в том, что герой способен стать кинорежиссером?

Бывают фильмы, где разговоры значат больше, чем картинка. Бывают фильмы (и мы такой с вами видели буквально пару лет назад – румынский Illegitimate), где снятая единым планом сцена семейного ужина и разговоров за столом может быть настолько живой, эмоционально насыщенной и важной, что смотрится на одном дыхании. В «Парижском образовании» вздыхать придется чаще, но безрезультатно – идею унесло попутным ветром. Самоидентификация героя не случилась, поиски оказались тщетными, заламывания рук и закатывания глаз высосаны из пальца. «Как узнать, что что-то стоит того?» «Ну, это если иначе никак нельзя» — но наш герой так и не постиг эту истину.

Перелетные птицы. Оеж. Кристина Гайего, Сиро Герра
Перелетные птицы. Оеж. Кристина Гайего, Сиро Герра

Куда более цельным (и завершенным) действом предстает перед нами картина колумбийцев «Перелетные птицы». Здесь всё выстроено идеально по классическим законам вестерна. Правда, дело происходит не в Северной, а в Южной Америке. Кланы, традиции, талисманы, старинные наговоры и ритуалы, честь и гордость, матриархат, марихуана, деньги, очень много денег, оскорбления, кровная месть, отмщение. Конечно, кровища. Конечно, всех перебьют к финалу. Но пафосно и красиво! И не придраться, потому что всё в рамках выбранного жанра. А получился красивенный вестерн. И можно было бы сказать, что он тоже про самоидентификацию – но тут всё проще и логичнее. Быть частью своего народа, своей семьи – это ведь так естественно, что нечего тут идентифицировать.

Так что болеем за колумбийцев и ждем следующих конкурсных фильмов!

15.07.2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.