Самоидентификация как лейтмотив конкурсной программы
Обещали нам, что конкурсная программа, хотя и специально не выстраивалась в духе какой-то единой концепции, тем не менее некую общую идею транслировать будет. И подозреваю, что речь не только о программе конкретного фестиваля конкретного года, а вообще о тенденции в мировом кино.
А тенденция следующая: проблема идентификации и самоидентификации – человек и мир, человек сам с собой, человек и другие люди. И уже первые три фильма конкурсной программы в эту тенденцию вписываются целиком.
«Девочка» — бельгийское кино о половой самоидентификации. Лара точно знает, что хочет быть балериной, и ради этого готова на все. Но Лара родилась мальчиком, ей 15 и ей придется пройти очень непростой путь к достижению своей мечты. А пока она не может понять, кто она, разобраться, что же делать со своей природой и научиться владеть собственным телом. Отличная актерская работа, но не самая сильная режиссура. В целом это снова же кино о том, как далеко способна завести идея.
«Парижское образование» — эстетствующие французы в абсолюте. 136 минут красивой черно-белой философской болтовни и страданий на почве поисков себя. Из этого кино вышла бы прекрасная короткометражка, но режиссер решил иначе. Герой ищет себя долго и безуспешно, пытается снимать кино, но как-то вяло и безрадостно, меняет девушек с крейсерской скоростью, но всё тоже как-то походя, и в результате становится… обычным взрослым человеком, обремененным семьей и работой, и не отличившимся ничем особенным. Нужно ли было более 2-х часов подряд убеждать нас в том, что герой способен стать кинорежиссером?
Бывают фильмы, где разговоры значат больше, чем картинка. Бывают фильмы (и мы такой с вами видели буквально пару лет назад – румынский Illegitimate), где снятая единым планом сцена семейного ужина и разговоров за столом может быть настолько живой, эмоционально насыщенной и важной, что смотрится на одном дыхании. В «Парижском образовании» вздыхать придется чаще, но безрезультатно – идею унесло попутным ветром. Самоидентификация героя не случилась, поиски оказались тщетными, заламывания рук и закатывания глаз высосаны из пальца. «Как узнать, что что-то стоит того?» «Ну, это если иначе никак нельзя» — но наш герой так и не постиг эту истину.
Куда более цельным (и завершенным) действом предстает перед нами картина колумбийцев «Перелетные птицы». Здесь всё выстроено идеально по классическим законам вестерна. Правда, дело происходит не в Северной, а в Южной Америке. Кланы, традиции, талисманы, старинные наговоры и ритуалы, честь и гордость, матриархат, марихуана, деньги, очень много денег, оскорбления, кровная месть, отмщение. Конечно, кровища. Конечно, всех перебьют к финалу. Но пафосно и красиво! И не придраться, потому что всё в рамках выбранного жанра. А получился красивенный вестерн. И можно было бы сказать, что он тоже про самоидентификацию – но тут всё проще и логичнее. Быть частью своего народа, своей семьи – это ведь так естественно, что нечего тут идентифицировать.
Так что болеем за колумбийцев и ждем следующих конкурсных фильмов!
15.07.2018