«Паразиты» как форма жизни
«Паразиты», картина южнокорейского режиссера Пон Джун Хо, триумфатор Каннского фестиваля 2019 года была, безусловно, самой ожидаемой премьерой ОМКФ. Надо сказать, она оставила очень смешанные чувства и несколько странное послевкусие.
Речь в фильме о семье безработных: муж, жена и двое взрослых детей. Перспектив у них никаких, но тут вдруг подворачивается удачный вариант – старшему сыну предлагают работу репетитором в богатой семье. А парень оказывается сообразительным, и сразу видит возможность пристроить и сестру. За ней приходит очередь папы (которого они внедряют вместо прежнего, оклеветанного ими, водителя) и мамы (проныры умудряются выжить со своего места даже непоколебимую, как скала, идеальную экономку). Правда, как выяснится совсем скоро, не такая уж она была и идеальная…
Сюжет закручен очень лихо, предсказать его дальнейшее развитие совершенно невозможно, и это держит зрителей в напряжении весь фильм.
Но вот в конце почему-то остается какое-то уж очень неприятное послевкусие.
В связи с «Паразитами» вспоминаю прошлогоднего обладателя Золотой Пальмовой ветви, японское кино Хирокадзу Корээда «Магазинные воришки». Там тоже речь шла о маргиналах, мелких воришках, которые в конце концов оказались куда более закоренелыми преступниками. Но даже это обстоятельство не повлияло на отношение к ним зрителей – им хотелось сопереживать, потому что несмотря на их как будто бы абсолютную порочность, они настойчиво создавали друг для друга атмосферу семьи, будучи по сути совершенно чужими людьми. И раскаяние главного героя, и прощение от его ненастоящего сына – это были приметы хорошего финала, когда ты уходишь из кинозала с чувством, что еще не всё потеряно для человечества.
Пон Джун Хо – парень очень точный. Потому что более верного названия для его кино найти было бы сложно. «Паразиты», живучие, как тараканы, и верткие, как ужи, прожорливые, ленивые и безнравственные – вот кто они, главные герои его фильма. Впрочем, остальные герои не лучше: бывшая экономка с ее живущем в подвале мужем – та еще парочка шантажистов, да и хозяева богатого дома, в которых все эти трутни вцепились мертвой хваткой, особым человеколюбием не отличаются – снобизм в абсолютной степени и презрение к низшей касте сквозит в каждом их слове и поступке.
Повторюсь, лента здорово снята, а сценарные повороты скучать не позволят. Но уходишь с этого фильма почему-то с ощущением омерзения. Тут не то, чтобы сочувствовать кому-то… Хочется дихлофос распылить в помещении, и непременно вымыть руки.
Наверняка именно в этом суть замысла – показать самые гнусные грани персонажей, сделать их настолько выпуклыми, чтобы уж точно никаких альтернативных мыслей не закралось на их счет, и таким образом заставить задуматься, прислушаться к себе, вспомнить о ценностях. Но лично мне в финале хотелось надежды. Хоть какой-нибудь малюсенькой надежды на лучшее. Режиссер мне ее не оставил. Ничего, кроме гадливости и отвращения.
Понимаю и уважаю мнение жюри Каннского фестиваля, но продолжаю любить кино, дающее надежду на лучшие времена для этого мира. И оно есть, такое кино, несомненно.