Отрочество или жизнь как она есть
Простая человеческая история, рассказанная простым языком, поражает воображение больше, чем самая изысканная фантасмагория. Потому что нет ничего ближе и понятнее человеку, чем жизнь других, таких же обычных, людей.
Некоторое время назад я открыла для себя режиссера Ричарда Линклейтера и просто влюбилась в его манеру говорить со зрителями. Линклейтер привносит в игровое кино приемы документалистики. Возможно, благодаря такому подходу, вернее, и ему тоже, его фильмы невероятно настоящие – они и есть, по сути, живая жизнь.
Мы уже видели его замечательную трилогию «Перед рассветом», «Перед закатом», «Перед полуночью». Мы впервые встречаем героев, когда они еще студенты, они знакомятся, проводят вместе день (и мы проводим его вместе с ними), и расстаются. Затем мы снова встречаем их аж через 9 лет. Следующий фильм действительно вышел через 9 лет,и сыграли в нем все те же прекрасные Итак Хоук и Жюли Дельпи, которые тоже стали старше ровно на столько же. Они провели вместе несколько часов, сложившихся в полуторачасовой фильм, все это время они говорили, и мы прожили эти часы с ними вместе. А третья лента (вы уже догадались, правда?) вышла еще через 9 лет. В ней герои уже обзавелись детьми. И это снова были те же актеры, повзрослевшие так же, как и их герои. Кстати, Итак Хоук и Жюли Дельпи вместе с Ричардом Линклейтером писали сценарий каждой картины, поскольку его основа – диалоги героев, и они вместе думали над тем, о чем они говорят, как реагируют, и стремились добиться максимальной естественности этих разговоров.
В «Отрочестве» тоже много говорят. Но здесь мы наблюдаем еще более интересный, даже уникальный режиссерский эксперимент. Это 12 лет из жизни мальчика, с которым мы впервые встречаемся в 6 лет, а в последних эпизодах ему уже 18. И это один и тот же артист Эллар Колтрейн, которого Линклейтер снимал на протяжении 12 лет, и который взрослел вместе со своим героем. Кстати, его сестру играет дочь Ричарда Линклейтера, Лорелея. Кто знает, что вдохновило режиссера – может быть, когда-нибудь нам удастся с ним познакомиться и задать ему этот вопрос, но, возможно, именно желание оставить в памяти лучшие моменты из жизни своего ребенка и натолкнуло его на такую простую, и в то же время, гениальную мысль. Кстати, весь съемочный процесс занял всего 39 дней (на протяжении 12 лет).
И фильм вышел действительно невероятно честным и искренним. Простым рассказом о жизни. Какой она могла бы быть у этого обычного ребенка? Или какой – не быть? Он мог бы учиться в одной и той же школе, жить в одном и том же городе, дружить с одними и теми же мальчишками, ходить с отцом на бейсбол, и помогать стричь газон. Но его жизнь такая, какая есть – его мама развелась с папой, и со вторым мужем тоже, потому что он оказался пьяницей, и они с сестрой вынуждены часто переезжать, потому что так у мамы больше возможностей найти работу.
Линклейтер не усложняет и не драматизирует свою историю, не давит на жалость и не устраивает мелодраматических мизансцен. Все в жизни его героя просто и естественно, по-настоящему, он просто взрослеет как будто в реальном времени, на наших глазах. Чему-то учится, чем-то увлекается, во что-то верит, в кого-то влюбляется. И почти три часа пролетают незаметно, и хочется еще и еще погружаться в его чувства и эмоции, потому что нет ничего более трогательного, искреннего и настоящего, чем просто жизнь, такая, как она есть.
15.07.2014