О сенсациях, деньгах и настоящих чувствах
Как все-таки любопытно составлена программа конкурсных показов! В понедельник, 16-го июля, обе ленты-участницы международного конкурса на ОМКФ рассказывали по сути об одном и том же, хотя, разумеется, совершенно по-разному и сквозь призму абсолютно несхожих историй.
Так ожидаемый многими «Голливудский мусор» (в большой степени из-за приезда в Одессу Майкла Медсена собственной персоной) оказался очень американским, достаточно примитивным фильмом, хотя и не без глубинного смысла. Мусорщики из Беверли-Хиллс находят на свалке Оскар и становятся популярными. Это ведь новость, чтоб не сказать — сенсация, она интересует всех, кто заботится о рейтинге своего телеканала/радиостанции/издания, потому что может принести вожделенные деньги и славу. Интересует она, по той же причине, разумеется, и самих ньюз-мейкеров. Но с такой же легкостью, как любой пустяк (читай — мусор) становится важнейшим событием, а заодно и курицей, несущей золотые яйца, с такой же легкостью его можно заменить на любой другой, более актуальный пустяк. А что же с первым? А ничего, канул в Лету, как миллионы и миллиарды никому не нужных новостей и новостишек, на которых умные люди успели заработать миллиарды. Впрочем, не в деньгах счастье, и фильм нам об этом настойчиво и простодушно напоминает. Картина слишком простым языком рассказывает о том, «что такое хорошо и что такое плохо», потому не вызывает особого восторга, хотя, повторюсь, сама идея интересна.
А вот «Последняя искра жизни» Алекса де ла Иглесиа трогает до глубины души. Там тоже есть событие, стремительно становящееся сенсацией, впрочем, далеко не такое забавное, как в «Голливудском мусоре». С безработным рекламщиком из-за целого ряда нелепых обстоятельств происходит несчастный случай — обойдусь без ужасающих подробностей. В кино, конечно, чудеса — штука регулярная, но тут сразу понимаешь, что вероятность счастливого спасения героя стремится к нулю. В эти драматичные, возможно, последние часы его жизни, герой — даром что ли специалист по пиару, думает лишь о том, как сделать из своего незавидного положения сенсацию и заработать на ней денег. Нет, он не сошел с ума, он просто очень любит свою семью, он вечно чувствовал себя неудачником, неспособным дать своим близким лучшее, и вот теперь, как это ни парадоксально, у него есть шанс сделать их счастливыми. Ему и в голову не приходит, что единственным счастьем для них было бы видеть его живым и здоровым. А у всех вокруг свои стремления и желания, и по большому счету, многим участникам этой истории на жизнь героя совершенно наплевать. Вот тут-то и вылезает наружу «все лучшее», что живет в каждой человеческой особи. Финал трагичен. Тут есть претензии к режиссеру чисто профессионального свойства — врачи с решением кинематографиеских медиков вряд ли согласились бы, но за все те чувства, что всколыхнул этот фильм, можно простить подобные преувеличения.
В обеих картинах — истории о псевдо-сенсациях, о людях, как они есть, и на что они способны ради довольно низменных вещей. Но если в «Голливудском мусоре» вам забавно грозят пальчиком (ай, как нехорошо быть таким тщеславным), то в «Последней искре жизни» все гораздо сильнее, безжалостнее и от того задевает за живое. Как сказала после фильма одна моя коллега: «Кино должно учить чему-то хорошему». И особенно в этом контексте я с ней полностью согласна.
16.07.2012