Когда солнце в зените…
Это особенный термин, Zvizdan, в приморских районах Хорватии он обозначает то знойное время дня, когда солнце раскаляется настолько, что доводит людей до безумия. Режиссер фильма Далибор Матанич использовал это понятие в названии, чтобы подчеркнуть основную мысль своей картины: наверное, солнце помутило им разум, этим людям, готовым убивать друга только лишь потому, что они относятся к разным нациям. На самом деле люди равны, границы между ними искусственны, национальная рознь – зло. Только искренние чувства, толерантность, умение слушать и слышать способно разрушить эти границы и принести, наконец, мир растерзанным бывшим югославским республикам.
В картине Zvizdan («Зенит») три истории. Одна из них происходит в 1991-м году, другая – в 2001-м и третья – в 2011-м. Все истории о любви, о чувствах и о том, как национальная нетерпимость разрушает человеческие жизни. Все истории сняты на фоне разрушенных войной поселков, на прекрасной солнечной, и такой измученной земле. И в каждой истории есть конфликт, возникший на национальной почве. Брат, ненавидящий возлюбленного сестры и готовый пойти на жестокость, лишь бы не допустить этого, по его убеждению, позора – не могут сербы с хорватами быть вместе. Мужчина и женщина, неспособные увидеть друг в друге просто человека, личность, вне навязанной войной пропаганды. Родители, неготовые принять выбор сына, и радующиеся его трусливому бегству от любимой, опять же неподходящей по национальному признаку.
Режиссер рассказывает, что в какой-то степени толчком к созданию фильма стали для него напутствия бабушки: она в свое время давала ему советы касательно девочек, и обязательно уточняла – только не сербка. «Так странно, — говорит Далибор Матанич, — что человек, который подарил тебе столько душевного тепла, рассуждает таким образом».
Во всех трех историях играют одни и те же артисты. Исполнительницу главной роли режиссер называет без преувеличения лучшей актрисой Хорватии, с Гораном, сыгравшем главную мужскую роль, Далибор работал впервые. Между артистами существует некоторое напряжение, электричество, и, по мнению режиссера, это помогало им создавать нужные образы. А играют они во всех трех новеллах как раз затем, чтобы показать – история повторяется, проблема остается, и нужно во что бы то ни стало разрушить этот порочный круг взаимной ненависти. Именно потому режиссер оставляет нам в конце надежду – примирение возможно, важно только стремиться к нему.
P.S. «Зенит» — безусловно, кино зрительское, понятное, чистое, искреннее. Скорее всего, фильм поборется за главный приз ОМКФ.
16.07.2015