Киноделикатесы: Лобстер
Главный аншлаг второго фестивального дня – картина из программы гала-премьер, «Лобстер» греческого режиссера Йоргаса Лантимоса, уже получивший приз жюри в Каннах, со звездным составом – Колин Фаррел, Рэйчел Вайс и самая востребованная французская актриса Леа Сейду.
Не зря журналисты окрестили Лантимоса самым оригинальным режиссером на планете, его кино увлекает изобретательностью и метафорами.
Представьте себе странный мир, в котором одиночество запрещено. Этот мир моногамен и строго регламентирован. Полиция на улицах проверяет свидетельства о браке. Тут можно быть либо гомо, либо гетеросексуалом, третьего не дано. Ботинки тут бывают только полных размеров, и никаких там «с половиной». Если кто-то становится одиноким, он направляется в специальный отель, где за 45 дней должен найти себе пару, а если этого не произойдет, его превратят в животное. Правда, хоть тут – на выбор.
Главный герой заранее решает стать лобстером – они живут 100 лет, аристократичны и размножаются до конца жизни.
С выбором новой пары тут тоже всё непросто: оба непременно должны иметь некий общий признак (хромота, близорукость, жестокость), иначе ничего не выйдет. Придумать себе этот признак не получится – отношения, построенные на обмане, сурово пресекаются.
Конечно, в этом обществе есть диссиденты. Они прячутся в лесу и партизаят против отельных жителей, а те, в свою очередь, на них охотятся. В среде несогласных правила не менее строги: можно общаться, позволено мастурбировать, но ни в коем случае нельзя флиртовать, а уж тем более, заводить отношения, и наказания здесь не лучше.
Главным героям придется нелегко – они не вписываются ни в одну, ни в другую схему. Но хуже всего то, что, даже заполучив свободу, они остаются в оковах принципов, порожденных системой, и воспринимаемых чуть ли не на уровне генетической памяти.
Это ироничная и красивая история, кинематографический деликатес, близкий по духу лентам Луиса Бунюэля. Но у любого позитивно мыслящего человека он оставляет чувство неудовлетворенности, чтоб не сказать, разочарования от вот того самого посыла – мы все в своей собственной тюрьме. А ведь хочется-то верить в другое – в возможность победы над внутренним цензором и в обретение истинной, осознаваемой, свободы. Впрочем, об этом стоило бы снять, наверное, какое-то другое кино.
12.07.2015