«Е» как Елена
Загадочный во всех смыслах, начиная с названия и заканчивая финалом, фильм «Е» американских режиссеров Рании Аттие и Даниэля Гарсиа мог бы стать отличным пособием для начинающих режиссеров на тему «Как найти деньги на фильм и как понравиться фестивальным отборщикам».
Рания и Даниэль прошли обучение в киношколе при Венецианском кинофестивале, представили там свою идею на питчинг и выиграли полное финансирование фильма. А на следующий Венецианский фестиваль они уже презентовали готовый продукт.
Итак, что же в нем такого, что пригодится молодым коллегам? Полный набор арт-хаусных штампов: странный город (и обязательный лес поблизости), не менее странные, тревожные герои, упавшая комета (НЛО, пришельцы, нужное подчеркнуть), ужасающие звуки, рвущиеся кадры, исчезнувшие люди, плавающая по реке голова громадной античной статуи и конь. Красивый, надо сказать, конь. Ну, до тех пор, пока это был действительно конь, а не артист с лошадиной мордой, стоящий на задних лапах. А замешать всё это надо, конечно, на античной трагедии. Поэтому – прекрасная Елена, живущая в городе Троя (правда, в штате Нью-Йорк, но тем загадочнее).
Еще следует добавить чего-нибудь эдакого, редкого и удивительного. Вот, к примеру, любопытнейшее явление, куклы re-born. Не просто игрушка, а произведение искусства, чуть ли не живой младенец, полный аналог настоящего ребенка – по росту, весу, цвету кожи, даже сосудистую сеточку создатели этого чуда не забывают рисовать. Однажды полицейский вынужден был разбить стекло автомобиля, чтобы попасть внутрь, поскольку поступил сигнал, что ребенка забыли в машине. Кстати, этот знаменитый эпизод мы тоже увидим в фильме.
На самом деле весь этот фейерверк здесь существует лишь для того, чтобы иносказательно привлечь внимание к проблеме нереализованного материнства. Одна из героинь, Елена, нянчит вот такого re-borna, другая, тоже, разумеется, Елена, не понимает, что для нее важнее, профессия или ребенок (хотя странно, что в современном мире нужно говорить о таком выборе).
Ну, и название. «Елена» – слишком банально. Значит, сокращаем до первой буквы в имени, и пусть зрители мучаются.
Сложно, концептуально, закручено. Фестивально на 100 %. Но если быть ближе к сути, всегда можно рассказать о чем-то важном предельно просто, пронзительно и точно. Уверена, у Рании и Даниэля еще всё впереди.
13.07.2015