БЛОГ

«Гнездо горлицы» или где родился, там и пригодился

Гнездо горлицы. Реж. Тарас Ткаченко

Украинское кино на ОМКФ – всегда событие. Нынешний фестиваль – не исключение. После прошлогоднего успеха Евы Нейман, получившей, напомню, сразу две награды от двух команд жюри – лучшая картина в Международной и Национальной программах, к украинскому участнику обоих конкурсов на 7-м кинофестивале приковано серьезное внимание зрителей и журналистов.

«Гнездо горлицы» Тараса Ткаченко – лента на самую что ни на есть актуальную сегодня для Украины тему. «Заробитчане», или, если хотите, гастарбайтеры — явление, характерное, безусловно, не только для постсоветских государств, но у нас принимающее сегодня уже масштабы национальной катастрофы.

Режиссер Тарас Ткаченко. Фото: Катерина Кипер

Режиссер фильма, Тарас Ткаченко, рассказал, что в небольшом селе Вишниці Черновицкой области, где проходили основные съемки, из 18 дворов, в 14-ти кто-то из членов семьи уехал на заработки в Италию. Прислуга, сиделки, помощницы по дому – украинки не боятся тяжелой домашней работы, за которую по европейским меркам платят, мягко говоря, не слишком много. Но сколько бы ни платили – всё деньги отправляются домой, там муж, дети, и смешные заработки, если они в принципе есть. Ситуация, о которой в Украине знает каждый – у всех есть друзья друзей, которые выбрали такой путь.

Римма Зюбина. Фото: Катерина Кипер

Приятно, что «Гнездо горлицы» не повторяет тенденцию традиционных для 90-х годов «чернушных» фильмов, говорящих о подобных проблемах утрировано и грубо. Сюжет прост, чтоб не сказать банален. Дарья – из маленького буковинского села, знакомые помогают ей устроиться на работу в состоятельную семью, она ни слова не понимает по-итальянски, хозяйка дома ее особо не жалует, ко всему у нее еще и завязываются отношения с сыном хозяйки. А дома – муж, грубоватый, в меру пьющий работяга, но когда-то же ею выбранный. Дома – дочь-студентка, которой попросту некому подсказать, как не потеряться во взрослом мире, как вести себя с мужчинами. Результат – девушка беременна, будущий отец (юный мажор и бездельник) ответственность на себя не берет. А тут еще и сама Дарья ждет ребенка от своего итальянского работодателя.

Из такого сюжета можно сделать абсолютный треш, можно – сопливый сериал, а можно – позитивную картину о том, что такое семья. Тарас Ткаченко выбрал как раз последний вариант, и, надо сказать, неплохо справился. Более того, если бы сегодня в стране реально существовал госзаказ на кино, то Ткаченко однозначно получил бы добро на свой проект. Потому что основной его посыл зрителям: где родился – там и пригодился, и семья – это важно, и каждый в семье отвечает за нее одинаково.

Тарас Ткаченко, Римма Зюбина. Фото: Катерина Кипер

Еще одна приятная особенность фильма – он отлично озвучен. Герои в нем наконец-то разговаривают нормальными человеческими, а не деревянными голосами, и говорят на настоящем буковинском диалекте – со всеми его заимствованными словечками, со специфической и очень узнаваемой интонацией, и всё это откровенно ласкает слух.
Критики скажут, что фильм получился простоватым, линейным и мелодраматичным. На мой же взгляд, он сегодня стратегически важен, и было бы здорово показать его всей стране. Потому что для того, чтобы донести мысль, вовсе необязательно прибегать к хирургическому вмешательству (хотя случается, что без такового не обойтись), а достаточно простыми словами рассказать простую историю. Ничего так не затрагивает тонкие струны души, как обычная человеческая жизнь.
20.07.2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam Protection by WP-SpamFree