Гала-премьеры ОМКФ
В программе Гала-премьеры ОМКФ представил картины, которые в самое ближайшее время выйдут (или уже вышли) в прокат. Несколько слов о тех, которые несомненно стоит посмотреть.
«Пена дней» Мишеля Гондри с Одри Тоту и Роменом Дюрисом в главных ролях сделала первый кассовый сбор фестивалю – кино можно было посмотреть лишь единожды, во второй день показов, в 4 часа дня, но несмотря на то, что очередь в фестивальный дворец занимали под палящим солнцем, свободных мест в зале не осталось. Правда, ленту выдержали не все. Если вы не фанат фантазийных, аллегорических историй, не любите интеллектуальные изыски, скрытые намеки и тонкую иронию, то вам это кино не понравится. Многим, возможно, показалось, что на экране слишком много всяких технологичных штучек, но ведь и первоисточник ими насыщен до краёв. «Пена дней» снята по одноименному роману Бориса Виана, изданному еще в 1946-м году. И режиссер постарался максимально приблизиться к тексту оригинала. Потому неудивительно, что мы знакомимся с детальнейшим описанием пианоктейля, проникаем в технику сложного танца скосиглаза и присутствуем на одурманивающих выступлениях Жан-Соль Партра. Кстати, шпильки в адрес последнего – не что иное как насмешка над тогдашним повальным помешательством на экзистенциализме и, собственно, Сартре. Впрочем, тема фанатичного поклонения идейным лидерам и сейчас не утратила актуальности. Достаточно лишь внимательно почитать новости.
Конечно, «Пена дней» — не столько острая социальная сатира, сколько грустная романтическая история. Когда любимая главного героя заболевает, весь мир вокруг тускнеет и сжимается: дом выцветает, люди в нем стремительно стареют, краски стираются, и все кругом становится тоскливым черно-белым. А когда она умирает, то рушится и мир.
Фильм оставляет грустное послевкусие. Но он стоит того, чтобы на время утратить стремление к такому модному сегодня позитивному мышлению.
Еще одна замечательная премьера, представленная в программе специальных показов ОМКФ, «Машина Джейн Мэнсфилд». Снял фильм Билли Боб Торнтон, он же сыграл и одну из главных ролей, продюсировал картину Александр Роднянский. Это сага о семье, о вечной проблеме отцов и детей, о сложных взаимоотношениях между братьями, и в то же время – это фильм о столкновении двух очень разных культур. Большое семейство Калдуэлл из маленького городка – такие себе хрестоматийные американцы из южных штатов. Угрюмый отец (Роберт Дювалл) и великовозрастные сыновья, до сих пор пытающиеся заслужить его уважение. И не менее хрестоматийные англичане, семья Бедфордов. К старшему Бедфорду (Джон Хёрт) когда-то ушла Наоми, жена старшего Калдуэлла. И вот, спустя много лет, эти семьи пересекаются в Алабаме, чтобы похоронить Наоми на родине, согласно ее завещанию. В картине много сюжетных линий, разных человеческих историй, забавных эпизодов и типичных, даже несколько утрированных, персонажей.
Это вообще очень американский фильм во всех смыслах. Он построен по клиповому принципу, в нем полно сугубо американского юмора и патетических разговоров и воспоминаний о войне. Американское большое кино в принципе тяготеет к пафосу и пламенному слогу, когда речь идет о какой-нибудь так или иначе коснувшейся их войне. Ну, вы же в курсе, что Вторую Мировую выиграла Америка, да? Ну, вот. Как говорят в Одессе, дай вам бог, чтоб это было ваше самое большое горе. Людям, рожденным в СССР, всегда сложно адекватно воспринимать эту пылкую американскую интонацию, когда им хочется в той или иной художественной форме поговорить о страшных 40-х. Почему-то те же темы в европейском кино не вызывают такого же ощущения преувеличенности национальной трагедии. Ну, да, бог с ним, с их американским пафосом. Они ведь на самом деле такие. И в том-то и прелесть «Машины Джейн Мэнсфилд», что она о них, настоящих.
Ну, и в завершение этого обзора, картина, которая понравится всем. «Лучшее предложение» Джузеппе Торнаторе собрало в одну из фестивальных ночей абсолютный аншлаг. Коллега-журналист после просмотра охарактеризовала фильм очень точным украинским словом «бездоганний». И, пожалуй, я с ней соглашусь.
Лихо закрученный сюжет, яркие образы, роскошная картинка, великолепный Джеффри Раш и обворожительная Сильвия Хукс. Да, в какой-то момент начинаешь догадываться о сути мистификации, и вычисляешь главных злодеев, но только потому, что режиссер позволил тебе это сделать именно сейчас. Джеффри Раш играет знаменитого аукциониста, гениального специалиста по антиквариату, который пожертвовал обычными человеческими радостями – семьей, друзьями, во имя искусства. В тайной комнате его богатого дома хранится огромная коллекция женских портретов кисти великих художников. И он – единственный зритель и обладатель этого сокровища. Закрытый образ жизни неудивителен, но в этом и слабость нашего героя – его тоже можно обмануть. И перед нами разворачивается грандиозная афера, продуманная до мельчайших деталей.
Смотреть такие фильмы – всегда удовольствие. В первую очередь потому, что они изумительно красиво сделаны. Но еще и потому, что за легким восприятием тем не менее скрыт глубинный смысл, и его хочется понять. «Лучшее предложение» заставляет не только перебирать в памяти перипетии сюжета, но и задуматься о личностях героев, покопаться в причинах их поступков.
Вообще Джузеппе Торнаторе для Одессы – почти что свой. Ведь кино «1900-й. Легенда о пианисте» по замечательной пьесе Алессандро Барикко он снимал у нас, на учебном судне «Лесозаводск». А Тим Рот, сыгравший в нем главную роль, с удивительным постоянством появляется в конкурсной программе ОМКФ. В прошлом году – в фильме «Сломленные», завоевавшем Гран-При, в нынешнем – в типично английской черной комедии «Должник». Так может быть, пора уже их обоих позвать в гости на 5-й ОМКФ?