Девушка и смерть
Одна из самых ожидаемых гала-премьер кинофестиваля — картина Йоса Стеллинга «Девушка и смерть». Фильм, снятый в Германии, голландским режиссером, фильм, в котором говорят на 3-х языках, но при этом совершенно русский по духу фильм. И дело здесь не только в русских артистах (в картине заняты Сергей Маковецкий, Рената Литвинова и Леонид Бичевин), а в незримом присутствии вот той самой «загадочной русской души». Это медленное, романтичное кино, все окутанное легкой дымкой навсегда ушедших времен. XIX век, какой-то отель в немецкой глуши, падшие женщины, старый граф, который вовсе не граф, — напыщенный индюк, наводящий ужас на свое окружение, любимая игрушка графа – прекрасная пленница Элиза (Сильвия Хукс великолепна), молодой и восторженный русский с томиком Пушкина. И любовь, настолько же страстная, насколько и разрушительная.
Лента изумительно точно интонационно выдержана, продумана до мелочей, ее смотришь так, будто читаешь русских классиков – задумчиво и медлительно. В ней ни грамма юмора, только звенящая грусть.
Йос Стеллинг, режиссер: мой фильм – ода романтическим временам конца XIX века. В его основе несколько ключевых идей. Когда-то я посмотрел немецкое кино, сюжет которого чем-то был похож. Я смотрел его тогда много раз. Помню, что актеры там очень много пели. 5 лет назад я его снова пересмотрел и подумал – какой дурацкий фильм. Я стер его из памяти и мне захотелось снять что-то такое, что было бы похоже на мое ощущение от того фильма много лет назад. И вторая идея: несколько лет назад ко мне подошла женщина в магазине товаров для садоводства. Незнакомая мне полноватая женщина, слегка похожа на мою маму. Она сказала мне, что была моей первой девушкой 40 лет назад. Тогда, в юности, она была прекрасной, но эта встреча испортила мое воспоминание о ней. Я понял, что воспоминания невероятно важны. И этот фильм для меня возможность воссоздавать воспоминания, чтобы они жили.
Сильвия Хукс, актриса: герои любят страстно, но роман недолог, и когда жизнь их разводит, то любовь остается с ними навсегда. Иногда я чувствую, что отношения нужно немедленно прекращать, расстаться сейчас, чтобы сохранить лучшие воспоминания.
Йос Стеллинг, режиссер: работа с русскими артистами – это фантастика, они очень дисциплинированные. Сергей Маковецкий снимался у меня в «Душке», мы подружились, и много говорим с ним о кино. Все артисты очень разные. Но мне нравится работать с русскими – они профессионалы.
Сильвия Хукс, актриса: нам непросто было поначалу с Леонидом Бичевиным, мы понимали друг друга исключительно с помощью гугл-переводчика. Но мы нашли общий язык. Мне было очень интересно с ним работать.
Йос Стеллинг, режиссер: кино единственным вид искусства, который может играть со временем. У нас действие начинается в 50-х годах, потом 80-е, потом снова 50-е, потом 1912 год. Может показаться, что весь фильм вмещается во фразу Пушкина «я помню чудное мгновение». В чем-то это действительно так. Это вневременная история любви.
17.07.2013