Географ глобус пропил
«Хочется делать искусство, настоящее кино, и при этом делать его доступным и понятным широкому зрителю. Это неблагодарное занятие, но иногда это получается. Хочется верить, что люди примут «Географ глобус пропил».
Это слова режиссера фильма Александра Велединского. Судя по восторгам зрителей после премьеры, его надежды оправдались. А учитывая, что фестиваль у нас зрительский, то тут и до гран-при недалеко. Кстати, фильм уже получил главный приз на Кинотавре.
Картина поставлена по одноименному роману Алексея Иванова. Как рассказал режиссер, на экране остались только те персонажи, которые помогали раскрыть образ главного героя. Но, несмотря на большие сокращения, фильм все равно не ужался до повести. Это маленький роман, многофигурная история.
Сценарий попал к Велединскому от Валерия Тодоровского, который и стал продюсером ленты.
Валерий Тодоровский: «Я долго этот проект вынашивал, но когда надо было начинать съемки, я понял, что перегорел. Запал пропал. И я отдал его Александру Велединскому. Нельзя снимать кино с холодной душой. А Саша включился, увидел все по-новому. И получился совершенно не такой фильм, каким его делал бы я».
Александр Велединский: «Выбор артиста на главную роль был для нас очень важен, ведь он у нас там в каждом кадре. Провалиться с главным героем – значит, провалить картину. Хабенский замечательно сжился с ролью… У нас чеховские мотивы постоянно возникали. Да, горько, но жизнь все равно чудо. И герой именно так ее и воспринимает. Жизнь несправедлива, но от того она не становится хуже. Поэтому картина у нас не жизнерадостная, но жизнеутверждающая».
Каждый составит, безусловно, собственное мнение о фильме. Если сравнивать все ленты конкурсной программы, то не стану утверждать, что это самая сильная работа. Лично мне фильм показался непропорциональным. Он как будто состоит из трех неравных частей. Динамичная первая часть, где много событий, персонажей, сюжетных линий. Довольна растянутая вторая, где все действие сосредоточивается в узком круге людей и ограничивается пейзажами Пермского края, и даже возникает ощущение, что смотришь уже другое кино. И, наконец, очень короткий, чтоб не сказать скомканный финал. Экранизации, в принципе, штука неблагодарная. Невозможно повторить книгу, да и не нужно, и крайне непросто выбрать из нее то, что на экране станет наиболее важным, и создаст новое цельное произведение.
Возможно, это лучшая роль Константина Хабенского.
Но лично мне будет очень жаль, если гран-при ОМКФ не уедет в Индию.
18.07.2013