БЛОГ

П — премьера. «Иллюзии» в Театре на Чайной

Иллюзии. Режиссер Александр Онищенко.
Иллюзии. Режиссер Александр Онищенко.

Театр на Чайной порадовал премьерой — Александр Онищенко поставил на большой сцене «Иллюзии» Ивана Вырыпаева.

Сразу скажу, что зрители, ждущие яркого действа, поначалу будут разочарованы. Но только поначалу. Здесь нет разнообразия мизансцен, нет актерской игры в привычном понимании «вживания в образ», зато есть прямой, как на приеме у психоаналитика, разговор со зрителем, и он завораживает. Артисты тут скорее выступают трансляторами – произносят выверенный до миллиметра текст, местами лирический, местами ироничный, местами странный, но однозначно попадающий в яблочко.

Перед нами две супружеские пары, которые всю жизнь дружили семьями и прожили со своими половинами более 50 лет. Мы встречаем их в весьма почтенном возрасте, когда уже, казалось бы, все точки над «и» давно расставлены. Но не тут-то было, все ровно наоборот – самое время для будоражащих открытий и признаний. Вначале звучит возвышенный до мелодраматичности монолог о небесцельно прожитых годах. И ясно, что надо ждать подвоха…

На всем протяжении пьеса периодически будет скатываться в мелодраму, но именно в такие моменты, как это бывает в джазе (а всё у Вырыпаева всегда строится по музыкальным законам) следует синкопа – в нашем случае какая-нибудь несуразица, вроде рака груди или инцеста, которая в результате оказывается шуткой и резко отшвыривает приготовивших было платочки зрителей в явный гротеск.

Вырыпаева часто ассоциируют с понятием «новая драма», скорее даже не в связи с темами, которые он затрагивает, а больше оттого, что он — безусловно яркая и заметная фигура в российской драматургии последних двух десятилетий. Его не заносит в отчаянную чернуху, как некоторых его титулованных коллег, но ведь чтобы поговорить о беспросветности, вовсе не обязательно погружаться в бездну утрированных ситуаций.

Впрочем, «Иллюзии» не беспросветны. Они, скорее, о пронзительном несовершенстве бытия – о дружбе, верности, любви и о том, существует ли всё это на самом деле. 4 актера рассказывают нам истории героев. Кстати, монологи не привязаны к конкретным артистам, мужские монологи произносят женщины и наоборот, чтобы еще больше обезличить повествование. Форму задал драматург – важен смысл, и его нужно максимально точно и прозрачно, без интерпретаций, донести до зрителя.

Режиссер Александр Онищенко не выходит за пределы вырыпаевской формы, он лишь придает ей элегантность и даже некоторый шик. Что бы артисты ни произносили, они делают это изысканно и отстраненно, и остается лишь мысль, звенящая в воздухе.
Такое общение со зрителем «глаза в глаза» имеет глубокие корни в классическом театре, но нам и правда ближе современная форма, которую принято называть стендапом. Роскошный доминирующий черный цвет – ничего не отвлекает от повествования, и артисты, ожидающие своей очереди на стульях, будто соревнующиеся между собой в умении беспристрастно рассказывать.

К этой стильной форме прилагается непредсказуемое содержание. «Иллюзии» — это такой ящик Пандоры, который все время извергает из себя все новые и новые подробности, все больше запутывает героев, и погружает их в зыбкие миры относительности и непостоянства. Конечно же, кто-то умирает (а здесь вообще умирают все), но это не шокирует, это изначально заданное условие, смерть – лишь естественное продолжение жизни, ее следующий этап, а вот отсутствие в этой жизни опоры, логики и смысла куда страшнее и способно погрузить во тьму абсолютную, в космический вакуум, где задыхаешься от пустоты и бессмысленности. Заламывая руки о таком не рассказать. Так что форма здесь не случайна, это не просто интеллектуальная штучка, а осознанная необходимость.

И четверо замечательных артистов – Ольга Салтыкова, Ирина Костырко, Денис Фалюта и Юрий Невгамонный справляются с ней великолепно. У каждого здесь есть возможность насладиться ролью – сыграть, как будто не играя, но так осмысленно, чтоб зрители ощутили всю тщетность извечных поисков смысла, и поставить жирную точку в финале. Эта задача досталась Юрию Михайловичу Невгамонному и он сделал именно то, за что мы его так любим – произнес заглавную мысль всей пьесы так, что холодок прошел по коже…

Намеренно не стану спойлерить, посмотрите-ка лучше сами. Терапевтичность развенчания иллюзий несомненна.

В следующий раз «Иллюзии» в Театре на Чайной показывают 15 июля, в воскресенье.

27.06.2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.