Одесский кинофестиваль: The winners! и что-то вроде послесловия
9-дневный марафон пролетел так стремительно, но был таким насыщенным, что пока еще трудно ощущать себя вне фестиваля. Было пересмотрено множество фильмов (если совсем уж точно — 28, это моя личная статистика), еще больше — не успелось, и хочется где-то найти; на пресс-конференциях было весело и познавательно; кино обсуждали все и повсюду — даже таксистам было что сказать «за фестиваль».
Победителей в этом году выбирали долго, говорят, даже ожесточенно, но все-таки достигли компромисса.
Итак, вот они, призеры Второго Одесского Международного Кинофестиваля:
Гран-при «Девчонка-сорванец» / 2011 / Франция / Режиссер Селин Шьямма
Лучшая режиссура Олиас Барко за фильм «Убейте меня, пожалуйста» / 2010 / Бельгия
Лучшая актерская работа Керен Бергер за фильм «2 Night» / 2010 / Израиль
Специальный приз жюри «Прибежище» / 2010 / Болгария / режиссер Драгомир Шолев
Специальный приз жюри «Срок годности» / 2010 / Уругвай / режиссер Федерико Вейрох
Приз зрительских симпатий «Альмания: Добро пожаловать в Германию» / 2011 / Германия / Режиссер Ясмин Самдерели.
У фильмов со специфическим чувством юмора всегда будут ярые сторонники и противники. Сколько звучало на фестивале кардинально противоположных мнений! Думаю, и жюри спорило по той же причине: уж очень разное чувство юмора у финнов, бельгийцев, немцев, китайцев, и так далее. Серьезное недоумение у многих вызвало решение сначала кинокритиков, а потом и основного жюри, все-таки отметить работу Олиаса Барко «Kill me, please» — работу, за которую болела целая армия журналистов, и оттого нам вдвойне приятно видеть ее в числе призеров. Черная комедия — не самый легкий жанр, важнее всего тут не переборщить. Интересно, что в прошлом году, на первом Одесском кинофестивале, такой же режиссерский приз отдали мэтру польского кинематографа Юлиушу Махульскому — и тоже за черную комедию «Колыбельная». Те, кто ее смотрел, безусловно помнят развеселых деревенских вампиров и изумительный саундтрек. Кстати, было бы здорово, если бы фестивальный призовой фонд рос год от года, и появлялись бы новые номинации. Например, за музыку к фильму.
Особая благодарность нынешнему жюри и за то, что никаких реверансов в сторону российского и украинского фильмов не было — отметили тех, кого считали нужным. Возможно, по сравнению с прошлым годом для нас, зрителей, ярких картин в конкурсной программе было меньше. Те, кто следил за фестивалем в 2010-м, без промедления назовут стебно-издевательскую «Резину», философский и по-японски аскетичный «Символ», уже упомянутую «Колыбельную», очень испанских «Толстяков» и не менее английских «Скелетов», грустно-ироничный «Октябрь» перуанских братьев Вега. Вообще, фестиваль — это колоссальная возможность за кратчайшие сроки окунуться одновременно в культуру совершенно разных стран, и упускать такую возможность нельзя ни в коем случае. Думаю, одесские зрители это осознали — с первых дней в кинотеатре «Родина» наблюдался аншлаг. Ходили на все — даже на утренние сеансы, залы были переполнены, причем, не только восторженными людьми с бейджами, и это замечательно. Замечательно, что люди шли на конкурсное кино, ставили оценки, рассуждали, спорили. Тем интереснее было ждать до посленего дня результатов зрительского голосования — они удивили всех. На третьем месте оказались неугомонные финские парни «Герои полярного круга», на втором — трогательная и забавная шведская картина «В космосе чувств не бывает», а на первом немецкая «Альмания», снятая турецким режиссером, и рассказывающая о турецких эмигрантах в Германии.
Конкурсная программа нынешнего года была достаточно ровной, но, думаю, и она оставит о себе память. Будем вспоминать нашего безусловного фаворита «Убейте меня, пожалуйста», еще разок посмотрим и посмеемся над «Упражнениями в прекрасном» — незлобные актерские скетчи всегда приятно пересматривать, вспомним как-нибудь под разговор о выборах шумный итальянский «Ну, и ладно» — потому что на выборах «везде одно и то же». И будем ждать следующего года.
Ждать этих 9 дней, с 13 по 21 июля, когда можно будет снова надеть фестивальный бейдж, чтобы все на улице понимающе улыбались вслед, снова не спать, пугать окружающих красными глазами, снова питаться кофе и бутербродами, лететь сломя голову рано утром на первый сеанс, и смотреть, смотреть, смотреть кино. А что может быть лучше в Одессе на пике лета? Море, вы скажете? Ну, хорошо, пусть будет море… и фестиваль.
25.07.2011