Одесса и одесситы от Олега Куцкого
В Музее Западного и Восточного искусства открылась замечательная фотовыставка «Одесса и одесситы». Автор — глава Одесского отделения Союза фотохудожников Украины Олег Куцкий. Впрочем, его регалии (а таковых немало!) все-таки не главный повод для того, чтобы эту выставку посетить. Если вы любите Одессу — вы непременно должны это увидеть. Целых три зала — и совершенно разный город, а какие люди!
В первом зале вас встречает «парадная Одесса» — ее бульвары и дворцы, портовые краны, обязательный маяк (а с какого ракурса!), наши изумительные туманы и радуга над морем. А дальше вы переходите в совершенно другую Одессу — с ее старыми двориками, завешанными бельем (они никуда не делись, нужно просто знать, где искать), там жмутся друг к дружке палисадники, коты вальяжно прогуливаются по подоконникам, а дети носятся за мячом, то и дело норовя угодить им соседям в окна. Здесь же можно увидеть наш немыслимый Привоз — ну, кто сказал, что он «уже не тот»? Там по-прежнему торгуют рыбой, и эти самые торговки — по-прежнему колоритнейшие личности.
Третий зал еще интереснее — там одесситы. Известные и не очень, люди из мира искусства и дети улицы, разные, красивые, неожиданные, яркие, удивительные, настоящие — одесситы, в общем. Вот вам немножко впечталений оттуда:
Лично мне этот мастер глубоко симпатичен, в первую очередь, своим пониманием фотоискусства. Олег Куцкий — документалист, репортажный фотограф. И свою задачу он видит именно в том, чтобы запечатлеть мгновение, повторить которое невозможно: «схватить» выражение лица, щелкнуть затвором в тот самый момент, когда солнце падает в горизонт, поймать в толпе глаза ребенка, одним легким движением «нарисовать» город. Такое восприятие смысла творчества фотохудожника мне очень близко. А кроме того, Одесса, какой ее видит Олег Куцкий, для меня такая же. Да, временами парадная и приукрашенная, но ведь это известное свойство исключительно нашего, одесского патриотизма — преувеличивать достоинства своей горячо любимой мамы (так делали и сто с лишним лет назад наши предки, когда писали хвалебные оды к 100-летию Одессы во все возможные печатные издания). И Привоз такой же родной — да, вот с этими вот лицами, и вот с этой самой рыбой. И дворы уходящей Одессы — они меняются, но воздух остается тем же. Город — живой организм, так говорят все архитекторы, он развивается, и этот процесс не остановишь, и, наверное, тем интереснее быть летописцем — с помощью фотокамеры писать хронику города и его жителей, собирать эти бесценные кадры, чтобы через много десятков лет кто-то рассказывал будущим туристам о сегодняшней, к тому времени — старой Одессе.