Одесский кинофестиваль: первые конкурсные картины, первые премьеры
Первый день фестиваля и первые впечатления. Я успела посмотреть 5 фильмов, и начну, пожалуй, с конкурсных.
Вот не зря я боюсь смотреть молодежное кино. Молодежное во всех смыслах — о проблемах нового поколения, снятое и сыгранное молодыми, чтоб не сказать — совсем юными, разговаривающее молодежным языком. С ним, с языком, наибольшая сложность. Режиссеру кажется, что он снял трогательный и берущий за душу эпизод, а из зала видишь на экране бессмысленную болтовню, напрочь лишенную какого-либо подтекста — болтовня, она ведь, не всегда пуста, и понимаешь, что как это ни грустно — с культурным уровнем у моложеди нынче туго. Причем, это я сейчас не о нас даже, а о гонконгском кино «Любовь в затяжке». В Гонконге, очевидно, проблема — много курят. И потому фильм как-то неуловимо напоминает социальный заказ. Единственное, что в нем радует искренне — это удивительно красивые лица.
Ну, а что касается кино о нашей молодежи, то тут все еще печальнее. У нас проблем куда больше: актеры у нас говорят либо искусственно-деревянными, либо (те, что уже прошли огонь, воду и медные трубы всех на свете сериалов) нарочито-расхлябанными голосами. В кадре ведут себя примерно так же. И даже закадровый текст (возможно, в силу отсутствия редактора или, как минимум, корректора в штатном расписании, а возможно, из-за опять же бездарного исполнения) не оставляет никакой надежды — не веришь ни единому слову. Возможно, это была пародия на худшие образцы современного кинематографа — ну, в таком случае, режиссеру не удалось донести до меня эту идею. Клиповое мышление, коим страдает современное общество, сыграло с режиссером злую шутку — он так увлекся «картинкой», что позабыл о смысле. А проблема заявлена не пустячная — порноиндустрия и ее абсолютная свобода и безнаказанность. Как по мне — не получилось. Ни сказать чего-либо нового, ни привлечь внимание к теме, ни заставить задуматься.
А вот внеконкурсное кино порадовало. Вовсе не обязательно разливать на экране реки крови, чтобы зрители почувствовали боль. Это я сейчас о сербско-румынской картине «Если семя не умрет». Маленькие истории потерянных людей, чьи страны разорены войной, разодраны на части, людей, непонятным образом существующих в абсурдной действительности. Сербия, Румыния — границы, война, бедность, грязь, бордели, наркотики — и над всем этим деревянный храм, путешествующий по земле, замерзающий зимой вместе со льдом на реке, и с весной отправляющийся дальше. Кино-реальность и кино-притча, с невеселым юмором и светлой грустью в финале.
Чуть позже — о «Меланхолии» Ларса фон Триера.
17.07.2011