«Москва. Психо» или поспорим об искусстве?
Наверное, искусство – это когда есть, о чем спорить. После спектакля Андрия Жолдака «Москва. Психо» театра «Школа современной пьесы» зрители спорили основательно. Те, кто ушли после первого акта и дождались окончания в соседней кофейне – против тех, кто не зря остался.
Кто-то сказал слово «много». В первом акте всего было и, правда, много, но все это были пазлы, которые лично мне оказалось безумно интересно складывать. Даже не пазлы – кубик Рубика, потому что многоугольный. Многовекторное повествование не каждому пришлось по вкусу, а ведь мы давным-давно к нему привыкли. Одни только социальные сети чего стоят! Да и любое другое Интернет-производное – там ведь везде сразу несколько акцентов, раздражителей, несколько очагов информации, и все они втиснуты в единое пространство, в котором большинству из нас уже вполне комфортно.
На сцене происходило нечто похожее – действие сразу в нескольких местах, плоскостях и временах, две камеры, непрерывно фиксировавшие процесс, который тут же, в прямом эфире, монтировался и транслировался на экран. Переклички с картиной Хичкока «Психо» и с Тарантиновским «Криминальным чтивом», грандиозный звуковой ряд – начиная от Ману Чао и заканчивая Tino & Tarantula. Философствующий ди-джей (ах, какой же он замечательный!), роскошная Елена Коренева, и сквозной нитью через все это – древняя, как мир, история о предательстве и мести, миф о Медее.
Несмотря на явную утрированность, в постановке ничего не раздражает – ни крики, ни резкие движения, ни даже «каблуком по холодильнику». Может быть, благодаря блестящему актерскому исполнению всех сложных режиссерских идей. Собственно, то же можно сказать и о качестве самой режиссерской работы. Это ведь только кажется, что она не видна – когда спектакль валится, вылезают на свет все режиссерские недоделки. Здесь же было музыкальное произведение в жанре contemporary art, сыгранное без единой фальшивой ноты.
Кто-то не может смотреть фильмы ужасов, кто-то – идиотские американские комедии, а кому-то не мил Альмодовар (хочется воскликнуть: разве такое возможно?!) Говорят, о вкусах не спорят. Просто есть хорошее кино, а есть плохое – банальщина и пустышка. Можно не любить Альмодовара, но он творит на экране искусство, и с этим уже ничего не поделаешь. Так же и в театре. Можно придумать массу идей, но не суметь их воплотить, а можно поставить на сцене два стула и сыграть гениальную вещь. А если удачно соединяются все факторы — и оригинальная сценография, и яркие режиссерские находки, и великолепные артисты, получается целостное произведение, которое может нравиться или не нравиться, но которое не становится от этого менее ценным. «Москва. Психо» — безусловно искусство, и здорово, что о нем хочется спорить, но о самом этом факте спорить бессмысленно.
30.05.2012