Если бы акулы стали людьми
И снова премьера в Театре на Чайной! Актриса Русского Драматического театра Ольга Кондратьева впервые выступила в качестве режиссера. В основе ее работы — две пьесы Бертольда Брехта («Жена-еврейка» и «Шпион») из цикла «Страх и отчаяние в Третьей империи». А название родилось из другого замечательного отрывка из Брехтовских «Историй господина Койнера» — «Если бы акулы стали людьми».
Какой должна была быть судьба немца, писавшего такие вещи в 1935-м году? Ведь «Страх и отчаяние в Третьей империи» (в цикле 24 пьесы) основаны на реальных человеческих историях — свидетельствах очевидцев и сообщениях газет. Бертольд Брехт издал их в 1938-м в Чехословакии, но в связи с фашистской оккупацией весь тираж пропал. А первая театральная постановка состоялась в Париже в том же 1938-м и стала настоящей антифашистской демонстрацией. Еще в 1934-м Бертольд Брехт вынужден был бежать из Германии в Данию. Затем в Швецию, Финляндию, а потом и через весь Советский Союз на транссибирском экспрессе в США. Но и после 6 лет в Америке ему пришлось спасаться бегством, чтобы не быть обвиненным в связях с Компартией. Единственная страна, что дала ему визу — Швейцария, западные зоны Германии не разрешили въезд. Вскоре его принял Восточный Берлин — там Брехт работал до конца жизни. Он умер в 1956-м от сердечного приступа. А среди его бумаг нашли стихи, недвусмысленно критикующие режим Восточной Германии. Как, должно быть, нелегко было человеку с таким обостренным чувством справедливости в тогдашнем тоталитарном мире. Впрочем, так ли уж демократично на самом деле сегодняшнее «торжество демократии»?
Обе пьесы — об обычных людях, живущих в эпоху «коричневой чумы». Первая часть отчетливо ощущается как драма, но вторая — как трагикомедия, даже фарс, это смех сквозь слезы. И тем отчаянее финал — чувствовать свое бессилие перед перемалывающей всех и вся машиной, способной изменить даже ход твоих собственных мыслей. Лично для меня самый пронзительный образ, сплошной нитью прошедший сквозь все повествование — героиня Татьяны Параскевы. Наивная немецкая девушка, вырезающая из газет любовные стишки и мечтающая о кинематографе, и так неожиданно повзрослевшая в финале. От ее личной маленькой трагедии особенно горько. И сразу задумываешься о том, что ведь это образ, как нельзя лучше соответствующий человеческой природе. Поистине, нет ничего проще эдакой страусиной позиции: спрятать голову в песок и делать вид, что вокруг ничего не присходит. До тех пор, пока уже просто некуда будет прятаться…
Резюме: смотреть всем. И потому что вещь для нас всех нужная, и потому что актеры молодцы. Возможно, не все еще выстроилось так, как хотелось бы режиссеру, но зная работы Театра на Чайной, можно быть твердо уверенным — через 5-7 показов спектакль станет ярче, точнее, и, безусловно, еще сильнее. А пока поздравляю с премьерой!
12.11.2011