БЛОГ

Вторая жизнь

Английская гравюра XVIII в. до...
... и после реставрации

Без преувеличения, уникальная выставка открылась в Музее Западного и Восточного искусства. Все экспонаты зрители увидят впервые — долгие годы они хранились в фондах музея и ждали своего часа, когда же умелые и заботливые руки вернут им былой блеск и очарование.
Мастерство реставраторов обычно остается в тени, у них не берут автографов, о них не снимают фильмов, да никто вообще не задумывается, приходя в музей, о том, касалась ли рука реставратора той или иной картины. Ну, ведь красиво же? Значит, так художник и написал. А ведь без их кропотливой работы многие поистине великие вещи могли быть обречены на гибель.
Фарфоровая конфетница: на фото - до того, как, а на витрине - после

В Музее Западного и Восточного искусства решили исправить эту несправедливость. Выставка «Вторая жизнь» демонстрирует не только возрожденные экспонаты, но еще и этапы их реставрации. Возле картин или стендов с предметами декоративно-прикладного искусства есть фотографии, запечатлевшие разные периоды работы реставратора. Тут же — и пояснительные записки. Читаешь, и только тогда начинаешь задумываться о том, какой же это все-таки колоссальный труд — действительно подарить произведению искусства вторую жизнь!
Вот, к примеру, описание мер, примененных к гравюре XVIII столетия: «Удалены поверхностные загрязнения. Укреплены чернильные печати на дублировочном листе. Лист промыт от желтизны, при промывке удален дублировочный лист. Лист с гравюрой обработан нашатырным спиртом, добавленным в воду. Химически обработаны затеки и пятна. Лист промыт от реагентов. Гравюра прикатана на стекло и дублирована. Лист уложен в пресс с сохранением авторского (!!!) давления между сукнами. Сукна менялись ежедневно. Лист выдержан в картонном перссе». Задумайтесь, ведь это ювелирная работа! И здесь невероятно важно не разрушить авторский почерк, сохранить то неуловимое, не подающееся описанию ощущение, то нематериальное, что делает это произведение искусством.
Еще один замечательный пример. Вот, как выглядели различные фрагменты картины итальянского живописца второй половины XVIII — начала XIX вв. до реставрации, и какой замечательный портрет мы видим после нее.
Сначала самые слабые места картины укрепляют

Слева - то, что получил в руки реставратор

В этом фрагменте особенно видна громадная работа

Натале Скъявони. Женский портрет.

Очень часто реставрационные работы помогают музейщикам в искусствоведческих изысканиях. С картиной Натале Скъявони произошла именно такая история — под верхнем слоем загрязнений обнаружилась фамилия живописца, что сразу же сузило круг поисков, и помогло окончательной аттрибуции произведения.
Мейсенский фарфор, итальянская и французская живопись XVII и XVIII вв., китайские шелковые халаты ручной вышивки, английские гравюры, и маленькие милые вещицы, так трогательно расказывающие о быте минувших веков — музыкальная шкатулка, солонка, конфетница… Все это — на выставке «Вторая жизнь» в Музее Западного и Восточного искусства.
Чтобы окончательно вас убедить в том, что вы непременно должны это увидеть своими глазами, вот вам еще один восхитительный экспонат:
Вот так выглядел дивный веер из слоновой кости до того, как попал в руки реставратора

А вот так он выглядит сейчас. И изображен на нем первый полет на воздушном шаре братьев Монгольфье

Искусство вечно, но его материализация в камне, ткани, на холсте или бумаге, к сожалению, подвержена времени. К счастью, есть люди, способные вернуть шедевру все его достоинства. Приходите в Музей Западного и Восточного искусства и убедитесь в этом сами. Кстати, до конца лета музей работает ежедневно.
31.07.2011

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.