Премьера! «Машинистки».
Много ли вы знаете людей, способных изменить собственную жизнь? Встать и выйти из замкнутого круга? Многие ли отваживаются на поступки? Знаете ли вы тех, кто в силах признаться самому себе – я так живу потому, что сам такую жизнь выбрал? Кто из нас вообще может отличить – живет ли он каждым мгновением или существует просто по инерции? И еще три тысячи вопросов и мыслей, главная из которых – а я, а как же я сам-то живу?
Это всё «Машинистки» по пьесе Мюррей Шизгал – новый спектакль Театра на Чайной. Поставила его актриса Руслана Рудая, это ее режиссерский дебют, и сразу – такой непростой.
По моим субъективным ощущениям, пьеса просится в кинематограф, со всеми вытекающими обстоятельствами: с крупными планами, выпуклыми деталями, фактурой и глубиной пространства. Киношным языком рассказать эту историю не то, чтобы проще, но, что ли, естественнее. В театре все иначе. Особенно в таком, камерном, театре.
Драматург поместил своих героев в довольно безликое помещение, и там они проведут все отведенное им время. Интерьер скуп и неизменен, и потому каждая деталь бросается в глаза. Так же, как и внешний облик героев – ведь ничего не отвлекает нас от персонажей, перипетий их взаимоотношений (а их заносит порой к противоположным полюсам), интонаций их разговоров. По этим мелочам, а именно они и меняются, начинаешь понимать – нет-нет, здесь не все так просто, это не обычный день в обычной конторе, это не день вовсе. Впрочем, не буду раскрывать секреты, пусть зрители обо всем догадаются сами.
Актеры, Татьяна Цявкун и Петр Липинский, потихоньку со своими персонажами сживаются, хотя уже сейчас в совершенстве владеют базовым навыком – печатают на машинках, как скорострельный пулемет. Ах, этот звук из прежней жизни – в нем стабильность, уверенность в завтрашнем дне (идентичном сегодняшнему и вчерашнему), твердость чужих решений (как же прекрасно, когда не нужно ни за то отвечать!). Печатная машинка успокаивает, в ней скрыта некая беззаботность – ведь совершенно неважен смысл этих строк, что появляются на бумаге, важен процесс и умение их произвести за единицу времени.
Да, печатные машинки канули (хотя лично мне известна организация, где их упразднили всего лишь лет 6 назад), и диалоги героев слышны, пусть из не такого далекого, но прошлого. И те не менее, с «Машинисток» уходишь с твердым ощущением того, что все это ты уже видел в собственной жизни, и эта мысль не дает покоя.
Почему мы живем так, как живем, хорошо это для нас или плохо, счастливы мы или несчастливы, и чего хотим на самом деле? Говорят, правильно поставленный вопрос – это уже половина ответа.
P.S. До премьеры, пока «Машинистки» еще «сдавались» на друзей, многие из тех, кто посмотрел спектакль, кардинально изменили свою жизнь.
27.05.2014