Письмовник. Элегия.
Михаил Шишкин – наш современник, замечательный русский писатель, и слог его – услада для слуха. Рахманинов и Скрябин – гениальные русские композиторы, которые писали волшебную музыку. Какое искушение соединить их всех в едином пространстве! Не устоял перед этим искушением еще один наш современник – восхитительный пианист Алексей Ботвинов. А то, что получилось, назвали «Письмовник. Элегия». И воплотили его в жизнь артисты Украинского Драматического театра им. Василько Ольга Петровская и Евгений Юхновец.
Это был пролог, из которого предельно ясно главное – смотреть спектакль нужно обязательно! А ведь я видела даже не премьеру – генеральный прогон.
Ну, а теперь по существу.
Он сражается за бессмысленные идеалы на далекой и никому не нужной войне, и каждую свободную минуту пишет ей письма, которых она никогда не прочтет. Она тоже пишет ему письма, которые до него никогда не дойдут. Они расстались совсем молодыми, чтобы никогда больше не встретиться. Он погибнет на той войне, а она проживет долгую жизнь – обычную жизнь женщины. Они – песчинки, и единственное, что оправдывает их существование – эти письма, потому что «лишь тогда твое существование имеет смысл, когда оно важно для кого-то другого».
Этот спектакль обязательно «сыграется», иначе и быть не может – палитра оттенков весьма обширна. Правда, у «нее» красок как-то сразу больше, чем у «него», что лично мне неудивительно – уж очень мужские у него письма, даже скупые местами, но от этого не менее трогательные. У нее и воспоминания, и мечты куда ярче, волнительнее, она ведь женщина все-таки!
Писем у них много, я думаю, у писателя было больше, но я бы еще сократила (это уже редакторское) – для большей остроты впечатлений.
Они живут на сцене в двух разных измерениях. Мизансцены тут развести не просто – треть пространства занимает рояль. Но без него никуда – на музыку, такой своеобразный каркас, и нанизывается все повествование. И Алексей Ботвинов за роялем прекрасен. Вот только говорить ему не нужно. По сравнению с артистами, их поставленными голосами, он как-то совершенно выбивается из интонации. Потому что звучит слишком мягко, а должен олицетворять собой некое божественное начало, и ждешь чего-то бесплотно-бестелесного, а тут вдруг – милый плюшевый мишка. Может быть, в этом идея – сделать эту роль как можно более человечной, без лишнего пафоса? Тогда он точно должен говорить без микрофона, и ничего, что будет тихо – пусть зал замирает. Я думаю, когда мы будем смотреть эту постановку в пятый, седьмой и еще какой-нибудь раз, все эти технические тонкости успеют многократно измениться.
Сегодня ценно главное – им всем троим удалось сплести тонкую ткань из нужных слов, глубокой музыки и неподдельных эмоций, и постановка получилась не легковесной. После спектакля осталась тихая грусть, и тем радостнее было бежать из театра до ближайшего кафе босиком под проливным летним дождем, чувствуя себя девчонкой.
«Письмовник. Элегия» можно будет посмотреть еще 29 июня в Греческом зале Украинского театра.
15.06.2011