Письмовник. Элегия.
Михаил Шишкин – наш современник, замечательный русский писатель, и слог его – услада для слуха. Рахманинов и Скрябин – гениальные русские композиторы, которые писали волшебную музыку. Какое искушение соединить их всех в едином пространстве! Не устоял перед этим искушением еще один наш современник – восхитительный пианист Алексей Ботвинов. А то, что получилось, назвали «Письмовник. Элегия». И воплотили его в жизнь артисты Украинского Драматического театра им. Василько Ольга Петровская и Евгений Юхновец.
Это был пролог, из которого предельно ясно главное – смотреть спектакль нужно обязательно! А ведь я видела даже не премьеру – генеральный прогон.
Ну, а теперь по существу.
Этот спектакль обязательно «сыграется», иначе и быть не может – палитра оттенков весьма обширна. Правда, у «нее» красок как-то сразу больше, чем у «него», что лично мне неудивительно – уж очень мужские у него письма, даже скупые местами, но от этого не менее трогательные. У нее и воспоминания, и мечты куда ярче, волнительнее, она ведь женщина все-таки!
Писем у них много, я думаю, у писателя было больше, но я бы еще сократила (это уже редакторское) – для большей остроты впечатлений.
Они живут на сцене в двух разных измерениях. Мизансцены тут развести не просто – треть пространства занимает рояль. Но без него никуда – на музыку, такой своеобразный каркас, и нанизывается все повествование. И Алексей Ботвинов за роялем прекрасен. Вот только говорить ему не нужно. По сравнению с артистами, их поставленными голосами, он как-то совершенно выбивается из интонации. Потому что звучит слишком мягко, а должен олицетворять собой некое божественное начало, и ждешь чего-то бесплотно-бестелесного, а тут вдруг – милый плюшевый мишка. Может быть, в этом идея – сделать эту роль как можно более человечной, без лишнего пафоса? Тогда он точно должен говорить без микрофона, и ничего, что будет тихо – пусть зал замирает. Я думаю, когда мы будем смотреть эту постановку в пятый, седьмой и еще какой-нибудь раз, все эти технические тонкости успеют многократно измениться.
Сегодня ценно главное – им всем троим удалось сплести тонкую ткань из нужных слов, глубокой музыки и неподдельных эмоций, и постановка получилась не легковесной. После спектакля осталась тихая грусть, и тем радостнее было бежать из театра до ближайшего кафе босиком под проливным летним дождем, чувствуя себя девчонкой.
«Письмовник. Элегия» можно будет посмотреть еще 29 июня в Греческом зале Украинского театра.
15.06.2011