Открытие ОМКФ-2016: Оперный, Маргарита и «бедный Моцарт»
Под музыку из знаменитой оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» 7-й Одесский международный Кинофестиваль успешно стартовал в Оперном театре.
Возвращение в театр получилось феерическим. Были и «тематические» музыкальные подкладки под выступающих, все – весьма кстати, сами выступающие были многословны и велеречивы, особенно губернатор области. Был и первый традиционный Золотой Дюк, врученный нынешнему председателю международного жюри оскароносному Кристоферу Хэмптону за вклад в киноискусство. Была роскошная Джамала, исполнившая знаменитую «Somertime», и не менее роскошная Маша Ефросинина, ведущая открытия ОМКФ и совершенно креативно на этот раз, чтоб не сказать, кинематографично, представившая спонсоров и партнеров фестиваля.
И, конечно, было кино. И тоже – про оперу. Ну, почти про оперу.
«Маргарита» Ксавье Джанноли при своей простоте и прозрачности, кино тем не менее многослойное и тонкое, с отлично выписанными образами и симпатичным антуражем, отсылающим куда-то во французские 20-е годы.
Это история богатой дамы, Маргариты Дюмон, влюблённой в музыку. Маргарита исполняет оперные арии в узком кругу таких же богатых дам и кавалеров, и тратит собранные на музыкальных вечерах этого элитного клуба деньги на благотворительность. Увлечение Маргариты пением настолько страстно и искренне, а капиталы так велики, что никто не решается сказать ей правду – она безбожно фальшивит, надрывает голосовые связки, и, прямо скажем, издевается над музыкой. «Бедный Моцарт!», то и дело провозглашают разные люди из окружения мадам Дюмон. Она же так ослеплена своими кажущимися успехами, что и на самом деле начинает верить в то, о чем только мечтает – что поет в опере, что выступала на знаменитейших сценах мира, что приглашена в крупнейшие постановки в качестве примадонны.
Есть в фильме, конечно же, и любовная линия. Какой бы эксцентричной особой ни казалась Маргарита, она – всего лишь женщина, которая любит своего мужа, и мечтает, чтобы он оценил ее талант. Но мсье Дюмон опаздывает на ее выступления, прячет глаза и тайно встречается с любовницей. Впрочем, всё тайное всегда становится явным, и по законам жанра, Маргарите приходится постепенно узнавать правду – в том числе, и о себе самой.
В чем сила оперного искусства – в идеальном повторении созданного композитором творения или же в искренности исполнения? Что важнее – правда, как она есть, или иллюзорный мир мечты? И что нужнее в любви – верность или преданность? Или же одно порождает другое, а все эти полюса и вовсе — неразделимы?
Ксавье Джанноли нам задает все эти вопросы с очевидным изяществом, и оставляет возможность самостоятельно искать на них ответы. А роскошная и трогательная Катрин Фро в роли Маргариты, совершенно недаром получившая в нынешнем году «Сезара» за лучшую женскую роль, создает поистине трепетный образ, который вызывает никак не жалость, а самую что на есть искреннюю симпатию.
Да, и как бы фальшиво не прозвучала в картине знаменитая ария Моцарта «Королева ночи» из «Волшебной флейты», но ее уже настойчиво напевают то тут, то там в кулуарах кинофестиваля. А, значит, открытие удалось.
15.07.2016