«Легко и свободно». Китайский артхаус как он есть
На кинофестивале всегда любопытно следить за международной конкурсной программой. Начинаешь понимать тенденции, видеть принципы, которыми руководствуются отборщики фильмов. И очень увлекательно наблюдать за тем, как составлена программа показов – какой фильм начинает конкурс и задает тон, когда ждать предполагаемых лидеров зрительского голосования.
Международный конкурс ОМКФ-2017 открыла китайская картина «Легко и свободно», абсурд в абсолюте, но при этом – настоящее эстетическое удовольствие.
Представьте себе унылый пейзаж – пожухлая трава, убогие пустующие бараки, и вдоль них бродит человек, монотонно бьющий, как в гонг, какой-то палкой по сковороде. На самом деле, неважно, сковорода ли это или забытый кем-то музыкальный инструмент, уже первые кадры настраивают на нужную волну. Ждешь артхаус, китайский. Боишься даже, что плохо перенесешь, потому что уж очень много в современном китайском кинематографе философии. Недаром же ленты из этой страны регулярно попадают в топ всех крупнейших мировых фестивалей.
«Легко и свободно» режиссера Ген Цзюня не менее метафоричен, чем многие работы его коллег. Но чувство юмора позволяет ему высказаться таким образом, что зрителям не приходится продираться сквозь дебри умозаключений. Это стёб, пусть и глубоко, по мнению самого режиссера, пессимистичный.
Перед нами почти заброшенная промзона, в Китае таких немало, это депрессивные, отработавшие свой потенциал территории, которые пребывают в запустении, поскольку ни работы, ни полноценной жизни там больше не найти. Но на этой территории остались какие-то люди. Что они делают там, каким образом добывают свою ежедневную рисовую лапшу, неизвестно.
В странный пустой поселок приходит продавец некоего уникального мыла. Попавшимся ему на пути жителям поселка он предлагает понюхать мыло, и все они впадают в эйфорический сон, где им «легко и свободно», а пока они пребывают в этом наркотическом опьянении, ловкий мошенник чистит их карманы.
Другой персонаж, в оранжевом монашеском одеянии, бродит по поселку с рассказами о сгоревшем монастыре, предлагает всем пожертвовать средства и в награду прикоснуться к нему, как проводнику божественной энергии.
Еще один герой просто расклеивает афиши о пропаже своей матери и распевает христианские песнопения.
Некий чиновник лесного хозяйства, чья работа – высаживать деревья вдоль железнодорожного полотна, разыскивает вора, который втайне, но регулярно эти деревья рубит и крадет.
А полиция – чего стоит только одна полиция(!), пытается разобраться со всем этим безобразием, причем делает это за отсутствием каких-то бы то ни было доказательств и улик.
В общем, полнейшая сумятица, казалось бы, но за ней стоит множество метафор, философских мыслей, которые смело можно растаскивать на цитаты.
Режиссер рассказывает, что вырос на похожей депрессивной территории и чувствует к таким местам определенную эмоциональную привязку, они ему даже нравятся. И это свое ощущение он пытается передать зрителям. Все артисты, с которыми он работает — непрофессионалы. В процессе съемок они развивают какую-то часть своего характера, образа, и мы начинаем ощущать их обаяние. Именно обаяние, не красоту, утверждает режиссер. Каждый человек и его внутренний мир – это целая вселенная, огромный набор своих личных историй. Ген Цзюнь надеется, что зрители, посмотрев его кино, найдут отклик, пересечения со своими личными историями.
Вообще, на пресс-конференции, Ген Цзюнь покорил всех своей сдержанностью, умением отвечать на вопросы метафорами и истинно буддийским смирением.
Ген Цзюнь, режиссер фильма «Легко и свободно»:
— Я каждый фильм снимаю так, как будто это в первый раз. И первый зритель моего фильма – лично я. Но если кто-то еще заинтересован моим кино, кроме меня, для меня это честь.
— Когда я смотрел сегодня утренний показ, я увидел украинские субтитры, и я почувствовал несказанное удовольствие. После показа люди подходили и жали мне руку, и это было здорово, я ощутил больше уверенности в себе.
— У музыки, искусства, кино нет границ. Это международный язык, он понятен всем.
— Уже на этапе сценария я руководствовался только моей внутренней свободой. Этот фильм в Китае еще не показывали, но я приложу максимум усилий для того, чтобы его увидели у меня в стране.
— Я бы себя отнес к пессимистам. И этот мой пессимистичный взгляд даже приносит мне удовольствие. Я надеюсь, что зрители в процессе просмотра получат пищу для размышления. Моя цель – давать пищу для ума. И если зрителю есть о чем подумать, это для меня высшая степень удовлетворения.
15.07.2017
Текст: Ольга Балабанова
Фото: Катерина Кипер