БЛОГ

«Легко и свободно». Китайский артхаус как он есть

"Легко и свободно". Реж. Ген Цзюнь
«Легко и свободно». Реж. Ген Цзюнь

На кинофестивале всегда любопытно следить за международной конкурсной программой. Начинаешь понимать тенденции, видеть принципы, которыми руководствуются отборщики фильмов. И очень увлекательно наблюдать за тем, как составлена программа показов – какой фильм начинает конкурс и задает тон, когда ждать предполагаемых лидеров зрительского голосования.

Международный конкурс ОМКФ-2017 открыла китайская картина «Легко и свободно», абсурд в абсолюте, но при этом – настоящее эстетическое удовольствие.

Представьте себе унылый пейзаж – пожухлая трава, убогие пустующие бараки, и вдоль них бродит человек, монотонно бьющий, как в гонг, какой-то палкой по сковороде. На самом деле, неважно, сковорода ли это или забытый кем-то музыкальный инструмент, уже первые кадры настраивают на нужную волну. Ждешь артхаус, китайский. Боишься даже, что плохо перенесешь, потому что уж очень много в современном китайском кинематографе философии. Недаром же ленты из этой страны регулярно попадают в топ всех крупнейших мировых фестивалей.
«Легко и свободно» режиссера Ген Цзюня не менее метафоричен, чем многие работы его коллег. Но чувство юмора позволяет ему высказаться таким образом, что зрителям не приходится продираться сквозь дебри умозаключений. Это стёб, пусть и глубоко, по мнению самого режиссера, пессимистичный.

Перед нами почти заброшенная промзона, в Китае таких немало, это депрессивные, отработавшие свой потенциал территории, которые пребывают в запустении, поскольку ни работы, ни полноценной жизни там больше не найти. Но на этой территории остались какие-то люди. Что они делают там, каким образом добывают свою ежедневную рисовую лапшу, неизвестно.
В странный пустой поселок приходит продавец некоего уникального мыла. Попавшимся ему на пути жителям поселка он предлагает понюхать мыло, и все они впадают в эйфорический сон, где им «легко и свободно», а пока они пребывают в этом наркотическом опьянении, ловкий мошенник чистит их карманы.
Другой персонаж, в оранжевом монашеском одеянии, бродит по поселку с рассказами о сгоревшем монастыре, предлагает всем пожертвовать средства и в награду прикоснуться к нему, как проводнику божественной энергии.
Еще один герой просто расклеивает афиши о пропаже своей матери и распевает христианские песнопения.
Некий чиновник лесного хозяйства, чья работа – высаживать деревья вдоль железнодорожного полотна, разыскивает вора, который втайне, но регулярно эти деревья рубит и крадет.
А полиция – чего стоит только одна полиция(!), пытается разобраться со всем этим безобразием, причем делает это за отсутствием каких-то бы то ни было доказательств и улик.

В общем, полнейшая сумятица, казалось бы, но за ней стоит множество метафор, философских мыслей, которые смело можно растаскивать на цитаты.

Ген Цзюнь, режиссер
Ген Цзюнь, режиссер

Режиссер рассказывает, что вырос на похожей депрессивной территории и чувствует к таким местам определенную эмоциональную привязку, они ему даже нравятся. И это свое ощущение он пытается передать зрителям. Все артисты, с которыми он работает — непрофессионалы. В процессе съемок они развивают какую-то часть своего характера, образа, и мы начинаем ощущать их обаяние. Именно обаяние, не красоту, утверждает режиссер. Каждый человек и его внутренний мир – это целая вселенная, огромный набор своих личных историй. Ген Цзюнь надеется, что зрители, посмотрев его кино, найдут отклик, пересечения со своими личными историями.

Вообще, на пресс-конференции, Ген Цзюнь покорил всех своей сдержанностью, умением отвечать на вопросы метафорами и истинно буддийским смирением.

Пресс-конференция фильма "Легко и свободно"
Пресс-конференция фильма «Легко и свободно»

Ген Цзюнь, режиссер фильма «Легко и свободно»:
— Я каждый фильм снимаю так, как будто это в первый раз. И первый зритель моего фильма – лично я. Но если кто-то еще заинтересован моим кино, кроме меня, для меня это честь.
— Когда я смотрел сегодня утренний показ, я увидел украинские субтитры, и я почувствовал несказанное удовольствие. После показа люди подходили и жали мне руку, и это было здорово, я ощутил больше уверенности в себе.
— У музыки, искусства, кино нет границ. Это международный язык, он понятен всем.
— Уже на этапе сценария я руководствовался только моей внутренней свободой. Этот фильм в Китае еще не показывали, но я приложу максимум усилий для того, чтобы его увидели у меня в стране.
— Я бы себя отнес к пессимистам. И этот мой пессимистичный взгляд даже приносит мне удовольствие. Я надеюсь, что зрители в процессе просмотра получат пищу для размышления. Моя цель – давать пищу для ума. И если зрителю есть о чем подумать, это для меня высшая степень удовлетворения.
15.07.2017

Текст: Ольга Балабанова
Фото: Катерина Кипер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.