БЛОГ

И снова «За стеклом»

Вы перечитываете любимые книги, пересматриваете любимые фильмы? А вы замечаете, что каждый раз читаете (смотрите) совсем другими глазами? И акценты для себя расставляете иначе, обращаете внимание на другие моменты, открываете для себя книгу (фильм) с новой стороны. А на одни и те же спектакли по многу раз ходите? Я хожу. Потому что это еще большая неожиданность – там всякий раз все иначе, наверное, театр – самое живое искусство. Кстати, очень любопытно ловить себя на мысли: «Тут должно быть вот так, я же знаю, но оно не так!» и внутренне себя одергивать: «Но и так ведь тоже интересно!» Не то, чтобы заставить себя принять эксперимент, а принять сам факт разрушения некоей статичной формы: «вот, мол, мы придумали, получилось хорошо, так и будем играть». Ан нет, не играется им в рамках, да и сам спектакль заставляет их менять мизансцены, искать повороты, «вынимать» из своей роли новые краски.
Это я, безусловно, о театре вообще, но и о Театре на Чайной – в частности. И об их первом спектакле «За стеклом». Сколько бы ни смотрела – всегда удивляюсь. И дело даже не во внешних каких-то переменах. Хотя за неполные два месяца, прошедшие с моего последнего просмотра, групповой портрет в интерьере сменился дуэлью (это еще додуматься надо! вот уж точно – «не было такого, не было!» (с)) и мухобойками – самое что ни на есть натуральное издевательство над Сашей Бойко (чтоб не расслаблялся, как я понимаю).
Но есть и более глубокие моменты. Всегда жду монолога Достоевского (сон Раскольникова) и внутренне съеживаюсь, потому что он для меня в этой работе самый жесткий (все-таки классики – боги!), и Федору Михайловичу всякий раз удается его донести не просто до сердца – до спинного мозга. И какова бы ни была общая эмоциональная окраска спектакля на этот раз – а «За стеклом» всегда живет по собственным законам – есть моменты, которые «цепляют» обязательно. Достоевский по-прежнему прекрасен, и за это ему спасибо. Еще один такой яркий эпизод (именно на этот раз он для меня был острее, чем когда-либо) – монолог Анны Григорьевны (Елена Юзвак). Может быть, потому что я теперь знаю, откуда он и смотрю другими глазами – он из дневника жены Достоевского, из того периода, когда писатель только ушел из жизни. Но, возможно, это не только мое ощущение – Лена в этом монологе звучала тонко, трогательно, очень искренне больно. Абсолютное открытие для меня – Сергей Гутько в роли Льва Николаевича. Совсем другой Толстой, не такой как у Андрея Беседы – не лучше, не хуже – просто другой. Не такой разбитной, и совершенно по-своему ироничный. И прагматичная трезвомыслящая Софья Андреевна (Руслана Рудая) – крутой поворот от трагедии к комедии всегда сделает вовремя. Ее кульминационная фраза на этот раз: «И что ж мы, бабы, все дуры-то такие?» встретила в зале сочувствие и понимание.

Александр Бойко - уже вне образа

Для меня, обычного зрителя, главная тайна в том, каким образом удается актерам играть роль не один год подряд, и продолжать играть как впервые, переживать эмоции так, чтобы энергетическое взаимодействие с залом не прерывалось, быть всегда настоящими, искренними, отчаянными. Наверное, именно в этом – искусство.
22.05.2011

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.