БЛОГ

День сложных фильмов

Январь-март. Реж. Юрий Речинский
Январь-март. Реж. Юрий Речинский

Отборщики ОМКФ стараются подбирать ленты в разных жанрах – тем насыщеннее и интереснее выглядит программа. Поэтому наряду с понятным, глубоко проблемным или же напротив, легким линейным и целиком зрительским кино, в конкурсе есть и артхаус в чистом виде. «Январь-март» Юрия Речинского без сомнения следует отнести именно к нему.

Эта украинская картина снималась в копродукции с Австрией, более того, на Ульрих Зайдль продакшн. И операторы в ленте – от того же Зайдля, и любимая актриса Зайдля Мария Хофштаттер. Но больше ничего от Зайдля – стройности и логики не ждите. Всё метафорично, крайне минималистично и невыносимо тоскливо. Авария, больница, бесконечный надрывный женский крик, а где-то в то же время в другом месте, в большом благополучном доме – болезнь Альцгеймера, разрушающая личность. И над всем этим серое небо и ковыль, грозно и безразлично шумящий на ветру.

В фильме почти нет слов, что, кстати, скорее преимущество, чем недостаток. В молчаливом кино всегда есть свой внутренний диалог в каждом кадре, и здесь без него не обошлось. Но приемы и идеи, которые использует режиссер, не новы и не оригинальны. Всё это уже было раньше.

Пресс-конференция фильма "Январь-март"
Пресс-конференция фильма «Январь-март»

Кто-то из журналистов назвал Юрия Речинского вторым Тарковским, вероятно, опираясь не эстетику фильма. Всё-таки, погорячился. Кстати, это первая полнометражная игровая лента Речинского, раньше он снимал короткий метр и выпустил одно документальное кино.
И как все фильмы, проанализировать которые крайне сложно, он вызывает ровно две реакции – полное погружение и принятие, и непринятие категорическое.

Тему старости и разрушения человека уже поднимал мэтр Михаэль Ханеке, и сделал это блестяще в своем Каннском триумфаторе «Любовь». Лично для меня – это вершина, которую Речинский пока еще не одолел. Свой собственный язык режиссеру необходим, его вторичность бросается в глаза. Впрочем, у Речинского еще всё впереди.

Самозванцы. Реж. Ваало Томла
Самозванцы. Реж. Ваало Томла

Легких путей не искали и создатели прибалтийской картины «Самозванцы». Даже слегка перемешали жанры.
Все начинается весьма тривиально – семейная пара приезжает в отпуск в роскошный дом друзей, чтобы побыть наедине, и, возможно, наладить отношения. Но природная стихия приводит к ним случайных людей. Как тут не воспользоваться возможностью и не сыграть хозяев дома? Невинная шутка оборачивается драмой. А драма вскоре набирает оборотов и выходит на вираж тарантиновского триллера, но затем сбавляет скорость, становится мистификацией и наконец, возвращается к первоначальному ритму.

Крутого психологизма здесь нет, есть, скорее, история двух ординарных персонажей, которые скучны настолько, что даже чрезвычайные обстоятельства не способны расшевелить то болото, в котором они пребывают.

Эстонский режиссер Ваало Томла
Эстонский режиссер Ваало Томла

У молодого эстонского режиссера получился очень приличный дебютный игровой фильм, с неожиданными поворотами, отлично прорисованными характерами и небанальным сюжетом. Ждет ли его успех у одесских зрителей, узнаем очень скоро.
16.07.2017

Текст: Ольга Балабанова
Фото: Катерина Кипер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.