Аве Мария Ивановна
Говорят, что критики ходят на 5-й, 6-й показ спектакля, когда артисты уже сыграются, чтобы полноценно судить о постановке. Но есть театры, куда не страшно ходить на первую премьеру. Театр на Чайной сдал новый спектакль по пьесе Дмитрия Калинина «Аве Мария Ивановна». Драматург – наш современник, основатель московского театра Новый арт-театр, который начинался, кстати, именно с этой пьесы. Режиссер и руководитель Театра на Чайной Александр Онищенко, разумеется, намеренно не смотрел авторскую постановку.
Жанр спектакля Дмитрий Калинин определил как деревенский сериал, в одесской афише значится то же самое, а перед премьерой режиссер, общаясь со зрителями, подчеркнул, что в своей постановке стремился максимально приблизиться к традициям народного театра.
Здесь и правда все просто и понятно: деревня 30-х годов прошлого века, тяжелый крестьянский труд, простые горести и радости, суеверные страхи и разговоры с Господом напрямую. Сменяются времена года, незамысловатые картинки деревенской жизни нанизываются, как бусы на нитку, и с каждым новым эпизодом все больше проникаешься судьбами героев.
Они юные, наивные, смешные и очень трогательные – простодушный пастух Петька, разудалый гармонист Андрюха и первая красавица на деревне Машка, Мария Ивановна. Оба ухажера ходят за ней упорно и настойчиво, регулярно молотят друг дружку почем зря, успевают даже подружиться, а Машка все никак не может решить, кого же ей выбрать.
А тут еще и внешний мир со своими новшествами: колхозы, куда зачем-то нужно отдать корову-кормилицу, кулаки, «которые во всем виноваты», странный человек из города парторг, который говорит, что Бога нет…
В спектакле заняты молодые артисты, выпускники студии Театра на Чайной. По сути, это их вторая серьезная работа, и справляются они со своей задачей замечательно. После премьеры кто-то из зрителей говорил: возникло ощущение, что ребята играют сами себя, настолько бесхитростными и настоящими выглядели их герои.
4-й персонаж, не обозначенный в пьесе, но выведенный режиссером в качестве связующей нити всей постановки – деревня в исполнении Татьяны Параскевы, некий дух, участвующий во всех событиях и акапельно сопровождающий все повествование. Ее присутствие на сцене обостряет эмоции вдвое, именно благодаря ей мы ощущаем, какой реальной трагедией стала для крестьян коллективизация.
Для того, чтобы сказать что-то важное, вовсе необязательно искать сложные слова и образы. «Аве Мария Ивановна» — пример того, как можно заставить зрителей сопереживать самым обычным человеческим судьбам, потому что нет ничего более пронзительного, чем искренне и просто рассказанная правдивая жизненная история. Мы застали героев пьесы в самом начале – в эпоху их юности, когда будущее кажется далеким и удивительным. Мы смеялись над перипетиями их взаимоотношений, сочувствовали их большим и маленьким бедам, и с ними вместе улыбались их радостям, и хотя ничего ОСОБЕННОГО с ними не случилось, мы заплакали о них, когда их жизнь закончилась. Наверное, именно в этом сила искусства, когда невозможно объяснить, почему в финале хочется плакать.
В июне у нас есть возможность еще дважды побывать на премьере спектакля « Аве Мария Ивановна» — в субботу, 8-го, и в пятницу, 14-го. Напоминаю, что о билетах стоит позаботиться заранее.
4.06.2013