Уровень черного

Уровень черного. Реж. Валентин Васянович

Уровень черного. Реж. Валентин Васянович

Еще одно украинское кино в обеих конкурсных программах ОМКФ, «Уровень черного» Валентина Васяновича, вызвало не менее жаркие споры в рядах зрителей, чем картина его прямого конкурента Юрия Речинского «Январь-март».
Сюжет предельно прост: есть герой, он работает свадебным фотографом, снимает для глянца, фиксирует чужое счастье, но что представляет из себя его собственная жизнь? Отец-колясочник, старый кот, девушка, которая в конце концов уходит от него к кому-то более успешному и позитивному. А герою – 50. Достиг он чего-то или нет, что вообще такое жизнь, из чего она состоит – не из этих ли ежедневных мелочей, рутинных событий, привычных мест, людей, вещей? И можно ли найти в них смысл и радоваться или всё тлен?

Герой не задается такими вопросами вслух. В фильме вообще никто не произносит ни слова. Васянович рассказывает нам эту историю исключительно языком кино. И в этом прелесть. Ведь мы говорим об одиночестве, о бессмысленности и бесполезности, и тут слов не нужно, важно ощущение. Есть еще и подтекст: герой – фотограф, и вся его жизнь – за кадром, с другой стороны камеры.

Константин Мохнач, главный герой фильма "Уровень черного"

Константин Мохнач, главный герой фильма “Уровень черного”

Не менее интересен и бэкграунд. В фильме нет сценария. Валентин Васянович начал снимать кино как набор эпизодов, на эмоции: «хочу снимать это», и только к середине процесса понял, что складывается кино. И лента получилась почти документальной – а это тренд последних лет, когда игровое и документальное кино проникают друг в друга – главный герой действительно фотограф, много лет работающий с глянцем, и он на самом деле увлекается альпинизмом, и все эпизоды, с этим связанные, сделал сам.

Валентин Васянович, режиссер

Валентин Васянович, режиссер

Вообще, признает режиссер, любое кино субъективно. И вещи, которые волнуют взрослых состоявшихся людей, вряд ли затронут тех, кому сегодня всего 20.
Но тема, которую поднимает фильм Васяновича, крайне важна. Вокруг так много бесполезных людей, тех, чья жизнь состоит из режима работа-дом, кто работает не для удовольствия и самореализации, а просто потому что так должно быть, что нельзя не говорить об этом.

Режиссер не рассчитывает на громкий прокат на родине, но надеется, что его кино все же привлечет внимание, для начала, на европейских фестивалях.
17.07.2017

Текст: Ольга Балабанова
Фото: Катерина Кипер

Spam Protection by WP-SpamFree